Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Проблема характера

ХИТРЕЦ

Ямщик с кнутовищем. В.А. ТропининВсе люди хитры, за исключением, может быть, душ наивно-чисто-сердечных и детски невинных. Наша хитрость происходит из инстинкта, из чувства самосохранения и от сознания, что очень немногие действительно хорошо к нам расположены; а большинство… кто знает, как они относятся к нам? Подобно пугливой птице, подобно робкой серне, ходит человек по лесным дебрям жизни и остерегается, не хочет подвергать себя опасностям; он оглядывается вокруг, скрывает свои намерения, готов спрятаться от возможных врагов или направить их по ложному пути. Это простой социологический факт, и только в раю, возможно, будет иначе.

И тем не менее не каждого из нас можно назвать хитрецом; да и саму хитрость не следует так уж недооценивать.

Хитрец не тот, кто постоянно настороже и прибегает несколько чаще к хитрости, чем остальные; а скорее тот, кто возлюбил хитрость, кто наслаждается своими уловками и проделками, кто верит в "жизнетворную власть" хитрости и принимает ее за "мудрость". Он презирает открытых сердцем и прямых, считая их всех простофилями. Он питает отвращение к прямым путям, яркому свету солнца, ко всякому смелому утверждению или отрицанию. Все это представляется ему "глупым"; а "умный" лишь он один - большой хитрец.

В действительности все не так. Умный тоже может быть хитрым; однако хитрость отнюдь не является субстанцией разума. Напротив: когда истинно умный человек прибегает к хитрости, - а это бывает, - у него нередко возникает чувство, что он деградирует, действует мелочно, малодушно, возможно, даже "низко" и изменяет истинному пути. Он делает это крайне неохотно, в исключительных случаях, и всегда готов признать, что "хитрость есть не что иное, как замена ума у маленьких и глупых людей".

Безусловно, хитрец никогда не признается в этом. Ведь он не "теоретик", занимающийся "общими" и "принципиальными" вопросами; это он предоставляет "доктринерам", "филистерам" или, по пренебрежительному определению Наполеона, "идеологам". "Настоящий мужчина", в противоположность этому, - "практик". "Владеть методом познания" - для него слишком высоко и скучно, он желает завоевывать и господствовать, не изучая и не познавая. Он хочет вообще выгоды, успеха в жизни, прибыли; и в его интересы не входит различать между "плохими" и "хорошими" средствами, для этого у него также нет времени. "Хорошо" для него то, что целесообразно, а целесообразными ему представляются окольные пути и притоны. Его устраивают сумерки, когда трудно отличить волка от собаки. Ему удобны переулки; охотно приемлет он и черные ходы. Когда он говорит, то никогда не смотрит в глаза собеседнику; если обещает, значит, уже нашел "умный" выход. И там, где никто не может сориентироваться, он уж точно что-то намудрит, что-то придумает.

О "деле" он знает мало, о деловитости говорит только с иронией. Главное для него - сделка, и не в одной торговле, что естественно, а вообще в жизни: он не "усердный", а просто "карьерист". Собственные идеи и убеждения он не воспринимают слишком серьезно: он может иметь и другие. Прекрасных и величественных слов Лютера: "На том стою и не могу иначе", - ему никогда не постичь. Он "может" "иначе", а внезапно - еще и "совсем иначе". При этом он не думает о предательстве: он предает, не подумав о предательстве. Поток его жизни растекается сотнями маленьких ручейков над тысячами камешков. И чем старше становится он, тем пронырливее и лукавее становится его душа.

Где властвует такой муж, жизнь представляет мастерское, но ложное сплетение корысти. Совесть молчит, тут стоят большие часы "государственного разума", не процветают великие идеи, не используются широкие пути. Божественное исчезает из жизни, потому что где много хитрости и коварства, царит иная стихия…

Иван ИЛЬИН