Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Веди

ЧЕМ СТРАШНО МИЛОСЕРДИЕ БОЖИЕ

В Православии есть очень странные, на первый взгляд, положения догматического характера. Например, о милосердии и благости Божией. Бог безконечно милосерд и благ, и именно милосердием Своим страшен Бог.

Да возможно ли это? Милосерд - значит, простит; безконечно милосерд - значит, все простит. Но тогда выходит, что слова Священного Писания о будущих вечных муках сказаны в воспитательных целях, чтобы люди жил "поприличнее". Однако Евангелие утверждает: "скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет" (Лк.16. 17). Как понимать такое "несоответствие"? Дело в том, что для прощения человека недостаточно милосердия Божия, необходимо согласие самого человека. И тоже вроде бы странно: Бог простит, а человек себя не простит. Каждый в серьезной ситуации, когда решается его вечная участь, всегда себя простит. Такие мысли рождаются в человеке от незнания себя. Потому Православная вера свое острие направляет на самопознание, на покаянное рассмотрение себя, при котором и обнаруживается совсем не простая человеческая сущность.

Одно из свойств греха состоит в том, что он всегда прячет внутреннего человека от внешнего. Грех разделил человека: поверхностное, внешнее - это одно; внутреннее, сущностное - совсем другое. Осложненные жизненные ситуации высвечивают того, внутреннего человека, и тогда во внешнем поведении появляется подчас неожиданное. Вот почему Бог кого любит, того образовывает скорбями, чтобы человек познавал себя. Не познавший себя бывает жесток к себе самому, ибо в сложной ситуации обнаруживает свою неподготовленность к ней. Но покаянным опытом дознано, что внутреннему человеку трудно отказаться от своих представлений, и чем он самолюбивее, тем труднее. Гордому же это просто невозможно, это все равно, что отказаться от самого себя. А он любит себя, он закоснел в своих представлениях, он уже - самоистукан. Но однажды вдруг оказывается, что все совсем не так, как он привык понимать и ощущать… И тогда он скорее откажется от Бога, чем от себя. Для него Бог будет несправедлив, немилосерд, да если на то пошло, то Его и нет вовсе…

Гордый человек тем скорбен, что он устранил мысль о своей возможной неправоте. Его правота для него сверхочевидна, все другие представления ему кажутся ошибочными. Наглядный пример - евангельские фарисеи, которые сосредоточили внимание на явном нарушении закона Христом и не захотели увидеть перед собой Законодателя, хотя Он явил перед ними Свое Божественное достоинство. Вместо того, чтобы принести покаяние, они Его распяли. Какое странное поведение: видели перед собой Христа, Которого напряженно ждали столько столетий, в Нем было все их упование, в Нем был смысл существования еврейского народа… Но грех гордыни составил им свое представление о мессии, и когда реальный Христос оказался не таким, каким они Его представляли, они отказались не от своего представления, а от Сына Божия. И предали Христа мучительнейшей смерти, как бы прокляли Его. "Проклят перед Богом всякий повешенный на дереве" (Втор.21,23).

Во все века правда озлобляла неправых людей. Почему? Потому что правда есть правда, ее изменить нельзя. А себя изменять не хочется - значит, нужно правду уничтожить. Евангельские фарисеи - типичные представители гордого человечества, которые по мере возрастания гордости утрачивают способность к критическому мышлению. Фарисеи вчера и сегодня - это сердца, приученные ощущать только свою ценность и правоту. "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю не умрет, то останется одно…" (Ин.12,24). Другими словами, если человек не откажется от себя, от своего, то он не сможет вместить Бога, Божьего, - и останется вне Бога, один, то есть погибнет, "…а если умрет, то принесет много плода" (Ин.12,24). Если человек допускает, что его правда в силу его страстности и ограниченности может оказаться вопиющей неправдой - его ум и сердце готовы принять правду Божию. В этом и есть смирение. Смирение - смерть ветхому человеку, полное недоверие себе и абсолютное доверие Богу, ибо Бог есть корень ума и Любовь самой любви.

В Священном Писании есть слова: "Бог наш есть огнь поядающий" (Евр.12,39), все достойное Он согревает, недостойное сжигает. Человек, сросшийся со своим грехом, сгорает вместе с ним. А человек, знающий об условности своих представлений, не "прилепляется" к ним сердцем, и потому в огне сгорает его неправда, а сам он остается: "сам спасается, но так, как бы из огня" (1Кор.3,15). Все - в смирении, все - в разумности и честности, все - в покаянии. Нет грехов, которые бы Бог не простил, ибо безконечно милосердие Божие. Но если человек не кается, грех не считает грехом, то и малый грех становится непреодолимым препятствием на его пути к Богу. Человек своей "правдой" восстает на Бога и потому не может услышать и вместить Его.

Мы должны отказаться от своих разумений. Что есть наша правда? Что есть наши мысли? "Как небо выше земли, так пути мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (Исх.55,9). Но гордому человеку это сделать трудно, он будет искать аргументы, утверждающие его понятия. Потому, по переложенной на стихи мысли блж.Августина "воля наша - печь нам ада".

Чем же страшно милосердие Божие? Своей безпредельностью. "Вечно нераскаянных грешников будет мучить огонь Божественной Любви, той любви, которую они отвергли, предпочитая жить по собственному произволу", - писал прп.Максим Исповедник.

Протоиерей Иоанн ГОНЧАРОВ