Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Широки врата…

КРУИЗ ПО МЫТАРСТВАМ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Письмо читателя «...Я пролетела мимо реанимации и завернула за угол коридора. Здесь был уголок для посетителей... В одном из кресел сидела моя подруга Наташа и разговаривала с кем-то по мобильнику... — Наташка, кончай трепаться, угости лучше сигареткой! — весело крикнула я из-под потолка». Юлия ВОЗНЕСЕНСКАЯ «Мои посмертные приключения», стр.25.

Здравствуйте, уважаемая редакция газеты "Православный Санкт-Петербург"! Пишу Вам по поводу заметки Вашего сотрудника Алексея Бакулина "В круиз по мытарствам". Не буду тратить время на предисловия, перехожу сразу к сути.

Алексей Бакулин совершил ошибку: выбрал неправильный тон для своей статьи. Если бы он писал спокойнее, вышло бы эффективнее. Вот какая мысль возникла у меня после прочтения его статьи. По существу же я с ней совершенно согласен.

Разберем по пунктам, чем именно раздражает меня и многих моих знакомых книга Юлии Вознесенской?

1. Название. "Мои посмертные приключения"… Это название сразу же выводит книгу в разряд легковесной, незатейливой, а попросту говоря, бульварной литературы. "Приключения Шерлока Холмса", "Приключения капитана Блада", "Мои посмертные приключения"… Но разве это не отдает кощунством? Смерть, загробная участь, мытарства, - это не похождения Остапа Бендера и не любовное приключение Анжелики. Есть тут определенная разница, попытайтесь ее почувствовать… В конце концов подобное "приключение" однажды приключится с каждым из нас… Друзья, неужели о своей смерти, о своем проходе через воздушные мытарства вы думаете, как о забавном приключении?

2. Тон. Тон - под стать названию. Тут нечего прибавить. В одном из интервью автор говорит, что старается все воспринимать с улыбкой оптимизма и ненавидит нытье… Мне кажется: есть все же моменты, когда слезы уместнее оптимистичной американской улыбки. Смерть - это как раз тот самый момент и есть…

3. Автор. Тема эта крайне деликатная… Право, не знаю, как и сказать… Корреспондент радио "Свобода" пишет "православную прозу". Диссидент учит россиян Православию… Когда-то эти люди учили нас, как обустроить Россию. Научили. Большое спасибо. Теперь взялись за Православие. Расставляйте, россияне, уши пошире. Впрочем, кажется, я впадаю в тон Алексея Бакулина. Прошу прощения.

4. Реклама. Книжка Вознесенской рекламируется не хуже какого-нибудь "Гарри Поттера". Я - человек советской закалки, меня обилие рекламы скорее отвращает от товара, чем привлекает: чувствуется за этим славословием какой-то подвох, и не столько литературный, сколько коммерческий интерес… Отсюда и все похвалы, расточаемые этой книге в прессе, кажутся не вполне искренними…

Вот, собственно, и весь перечень моих претензий к книжке Юлии Вознесенской.

Не буду касаться богословских вопросов по той простой причине, что я не богослов; хотя мне кажутся весьма убедительными слова Алексея Бакулина о том, что потеря памяти у находящейся в аду героини романа не соответствует словам Самого Христа об участи грешников (притча о богаче и Лазаре). Скажу о другом.

Я знаю основной аргумент в пользу "Приключений". Аргумент этот таков: книга, конечно, легковесна, малохудожественна и не очень в ладу со святоотеческим учением. НО ОНА ПРИВОДИТ НОВОНАЧАЛЬНЫХ В ЦЕРКОВЬ, НА ИСПОВЕДЬ! Она заставляет безбожников, которые не читают святых отцов, задуматься о своей посмертной участи!

Давайте, разберемся, какой вывод следует из таких слов.

Возможно, кого-то труд Вознесенской действительно привел на исповедь - я лично таких людей не видел, но охотно верю, что они существуют. Однако, все мы когда-то были новоначальными, все мы однажды впервые пришли в церковь, и порою причины тому были более чем удивительными. Лично я пришел в церковь под влиянием рок-оперы "Jesus Christ Superstar". Один мой знакомый стал верующим, проштудировав несколько книг Блаватской. Известны мне люди, приходившие к Православию из йоги, от увлечения НЛО… Очень многие впервые задумались о Боге после прочтения "Мастера и Маргариты". Был случай и вовсе невероятный: знал я одного человека, который уверовал в истинность православной догматики, начитавшись наркотических откровений Карлоса Кастанеды. Сейчас он хороший православный, исправный прихожанин одной из петербургских церквей, кастанедовские писания давно выбросил на помойку… А ведь когда-то всерьез доказывал мне, что дон Хуан (наркотический "гуру" Кастанеды) - это, по его убеждению, пятый евангелист.

Дорогие друзья, неужели вам подобные примеры неизвестны? Это же происходит сплошь и рядом!..

Итак, я делаю вывод: давайте начнем продавать в церковных лавках труды Блаватской, "Мастера и Маргариту", "Учение дона Хуана", а заодно уж и "Чайку по имени Джонатан Ливингстон", "Откровения Ангелов-Хранителей", портреты бабы Нюры - ну, и диски "Jesus Christ Superstar", разумеется. Это будет только логично: ведь когда-то все вышеперечисленное привело в церковь немало людей. Возможно, и еще кого-нибудь зацепит, как знать…

И в заключение скажу вот что: вспоминается мне афоризм Станислава Ежи Леца: "Вы думаете, автор немногого добился?.. Как бы не так: он снизил общий уровень!" Это как нельзя лучше подходит к нашей теме, тут уж ни убавить ни прибавить. Теперь можно все! Теперь следует ожидать скорого появления "православных бестселлеров", написанных последователями Юлии Вознесенской; а в том, что такие последователи появятся, сомнений у меня нет: подобные примеры заразительны. Как нет сомнений и в том, что художественный уровень их произведений будет еще ниже. Итак, ждем новые книги: "Мои похождения в раю", "Мой роман с архангелом", "Погоня на мытарствах", "Следствие ведут херувимы" и так далее, и тому подобное… Вот что грустно…

Сергей ПАВЛОВ, учитель русского языка и литературы, СПб