Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Письма со Средиземноморья

ОСТРОВ ПАНАГИИ

Названия некоторых островов Средиземного моря заставляют сильнее биться сердце русского паломника. Патмос, к примеру, сразу же вызывает в воображении мистические и грозные видения Апокалипсиса… Не так с безвестным на Руси Тиносом.

А между тем, это имя с пеленок известно любому греку, и каждый благочестивый эллин стремится хоть раз в жизни здесь побывать и поклониться Божией Матери Тиносской. Ее почитание может быть сравнимо с почитанием Владимирской или Казанской, но слава Тиносской иконы рубежей нашей Отчизны еще пока не достигла.

Разделение, как известно, одно из орудий врага человеческого спасения, и вот в наш век "интернета" и факсов о чудесах и святынях, о православных святых соседних православных народов мы знаем так мало. Тысячу лет назад устная молва, похоже, была надежней, и о чуде в далеком Царьграде или Солуни тут же узнавали в Суздале и Новгороде.

Чудо на Тиносе случилось не вчера, а полтора века назад. 30 января 1833 года одна местная монахиня, после вещего сна, обрела древний образ Божией Матери Одигитрии. У образа стали исцеляться больные. Обретение чудотворной иконы в тот самый момент, когда греки, наконец, после четырех веков, сбросили мусульманское иго, было воспринято как видимый знак покрова Небесной Царицы. Несколькими месяцами раньше, в 1832 году небольшая часть материковой Греции провозгласила себя независимым королевством Эллады, но впереди были долгие годы кровавой борьбы за "собирание" родины: Солунь стала греческой только в 1912 году, Крит в 1913-м, а Константинополь так и не удалось отвоевать.

Прознав о чуде, на Тинос отправились вожди греческого движения - суровые моряки и горцы испрашивали благословения у Божией Матери. И успех греческого дела, возникновение из небытия великого православного государства, был крепко связан с Тиносской иконой. Не так ли и наши российские чудотворные образы помогали в лихие годины и нам?

Паломники прибывают на Тинос, конечно, морем. Уже загодя собираются они на носу корабля, всматриваясь в Богородичный храм, что стоит на холме, а ночами, щедро подсвеченный, виден даже с соседних островов, с Сироса и Миконоса. На острове Богородицы городов нет - только порт. Получасовой пологий подъем приводит из порта к воротам высоких стен, что опоясывают храм, образуя ряд дворов - больших и малых. По пути паломники запасаются обетными свечами метровой длины: на территории у храма деньги уже не в ходу - свечки на свечном ящике лежат просто так, и плату за них каждый опускает по своему разумению.

Обетные же, гигантские свечи полагается ставить на том самом месте, где явилась икона. Свечей здесь так много, что они успевают гореть лишь короткое мгновение: служители их быстро гасят и убирают прочь, освобождая место для новых. К самому храму ведет лестница, по которой самые истовые паломники поднимаются на коленях.

Богородичная церковь русскому взору непривычна: без куполов, со звонницей сзади. Ее нарядный, даже пышный вид напоминает о Востоке: зодчий был греком из Малой Азии.

У дверей храма - "хвост", это очередь желающих приложиться к иконе. Когда прибывает очередной корабль с паломниками, "хвост" резко удлиняется. Очередь идет быстро, и вот, наконец, цель путешествия: Богородице Дево, спаси и сохрани!

Рядом с киотом стоит служитель, постоянно протирающий стекло, замутняемое тысячами поцелуев.

Поражает внутренний вид храма, где отовсюду: с паникадил, икон, со стен - гроздьями свисают обетные подношения всей Греции. Чаще всего эта морская нация приносит модели лодок, они же - символы Церкви, спасаемой среди пучины греха. Другой популярный вид обетного дара - металлическая пластинка, на которой рельефно выдавлены различные изображения: человеческая фигура, если испрашивается здоровье, младенец - для избавления от безчадия, глаз - от слепоты, дом - для общего семейного благополучия. Вручаются даже - о, сверхтехнический век! - пластины с рельефом автомобиля, напоминающего нашу старую "Победу": возможно, благодарность об избавление от аварии. Может, мечта о собственном средстве передвижения.

Пик паломничества приходится на главный Богородичный праздник - Успение. Просторные двери у храма не вмещают всех молящихся, и чтобы обезпечить себе место, паломники пребывают за несколько дней, а то и за неделю, семьями, с детьми, с больными и калеками. Сидят у стен храма, на циновках - слава Богу, средиземноморский климат позволяет.

Чтут греки Пресвятую Богородицу, свою Панагию: кафедральный собор в столичных Афинах посвящен Ее Благовещению. Она же - игуменья Святой Афонской Горы. И вот что еще удивительно: ни одну русскую девочку не окрестят в честь Девы Марии, у греков же наоборот: если зовут Марией - значит, посвящена Небесной Владычице. А по самой древней традиции незамужние и бездетные Марии празднуют именины на Благовещение Девы Марии, а ставшие матерями - на Успение Божией Матери. Но еще удивительней - есть и греки-мужчины, празднующие именины на Успение. Зовут их Панагиотами.

Михаил ТАЛАЛАЙ, спецкор, о.Тинос (Греция)

"Православный Санкт-Петербург" № 9(51), сентябрь 1996 г.