Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЗАПИСКИ РЕДАКТОРА

В книге "На Божественной страже" об о.Валентине Мордасове(†1998) с погоста Камно под Псковом нахожу: "В еврейском Талмуде есть запись от 70 г. от Р.Х. о том, что Бог перестал принимать их жертву, т.е. закалаемого агнца, который по молитвам первосвященника принимал на себя грехи израильского народа. Кровь его, смешанная с водой, использовалась для окропления молящихся в знак очищения. Пишется, что очистительная жертва не принимается Господом уже 37 лет, т.е. от момента распятия Сына Божия, как и сказано в Писании: "Милости хочу, а не жертвы". Таким образом, у евреев до сих пор нет очищения".

Поучения о.Валентина Мордасова:

†Не забывай послать дар обидчику.

†Иные люди все у священников спрашивают, да все без пользы, потому что не выполняют и веры не имеют.

†Во время еды надо молиться - тогда не переешь.

†Святые отцы предупреждали нас, что в последние времена мало кто найдет уединение.

†Во время гонений, если слаб, - беги, но коль поймали - не отрицай своей веры.

†Скупость - это и тогда, когда дал, но потом пожалел.

†Читай больше Евангелие и св.отцов. Без чтения трудно спасаться.

"Есть два подхода к людям: преподобного Серафима и Иоанна Предтечи. Мне ближе подход прп.Серафима, и я стараюсь так подходить. К каждому надо подходить очень осторожно и нежно". О.Алексий Мечев(†1923)

Сумма чисел на рулетке казино составляет 666.

Помышлял о награде за труды на ниве духовной. Ночью, во сне, "получил награду" пятой - несуществующей - степени. И так вразумляет Господь возгордившихся. "Всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет в траве: засохла трава, и цвет ее опал"(1 Петр.1,24).

Сказал старец: "Серафимов много, а Саровских уже нет".

…Раз мучает, скажу. Были мы молоды, глупы и не совсем трезвы. И занесло нас в поселок Апраксино, на место кровавых боев в годы войны. Нашли оружие ржавое, патроны, каски простреленные и череп зачем-то потащили с собой. Потом бросили где-то. Было мне лет 18, но память не забыла, и душа мается. Нельзя трогать останки человеческие, коль нет еще ума похоронить их достойно. Каюсь, Господи!

Плохо человеку в больнице: лица озабочены болезнью и отрывом от дома; болезнь пугает и настораживает. Здесь тоже проверяется вера - не пал ли духом, не ропщешь ли на Бога? Хорошо, что соседом по палате оказался монах. Неукоснительно выполняя правило, постясь три раза в неделю, он не унывал сам и не давал унывать мне. Болезнь - дыхание смерти. Когда говорят: "я умереть не боюсь", - лукавят. Смерть всех страшит, только православный знает, что смерть - дверь в жизнь вечную. И боится по-другому…

Моего деда по матери, Егора Григорьевича Сироткина, 1888 г.р., из уральского села Усть-Уйка, семейного работящего мужика, в "коллективизацию" назвали "кулаком" за наличие двухкомнатной избы, нескольких гектаров земли, трех лошадей, молотилки и одного работника. В 1932 г. его с семьей отправили в кольские шахты добывать апатит, а в 37-ом расстреляли. Тетя вспоминает, что дед был говорлив, это его отчасти и погубило. В 1964 г. полностью реабилитирован. Жена его, моя бабушка Мария Степановна, оставшись вдовой в 41 год, прожила долгую жизнь, пестовала внуков, верила в Бога и сохранила мужу верность до гроба. Не счесть, сколько свечек было безвременно задуто злющей вьюгой большевизма!

Третьей православной книгой, которую я прочитал в начале пути, была даже не книга, а самодельно сшитые в папки "самиздатовские" части труда "Опыт построения христианского миросозерцания", диссертация на степень кандидата богословских наук Г.Б.Р.(в 7-ми частях с 2-мя приложениями), 1973 г.". Я брал по папке у о.Алексия Мороза и очень благодарен ему за это. Только позднее я узнал, что труд написан академиком Николаем Евграфовичем Пестовым(†1978). Несмотря на отпугивающее название, работа оказалась на удивление легко написана даже для меня, новоначального. Теперь на полке стоят изданные уже в типографии 4 тома Н.Е.Пестова "Современная практика православного благочестия" - настольное издание для каждого православного; незаменима во всех затруднительных случаях, это "Добротолюбие для мирян". Купите обязательно - она часто переиздается.

Февральский ливень в Санкт-Петербурге становится привычным… В Саудовской Аравии выпал первый снежок… Наводнение в Великобритании… Небывалые морозы в Якутии… Извержение вулкана в Кении с большими жертвами… Огромные лесные пожары в Австралии… А люди упрямо думают, что это природные аномалии… "Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою"(Рим.1,18).

Больница: на тюрьму и близко не похожа - палата отдельная, спи - не хочу, думай, читай, молись… И все же не избавиться от чувства, что выдернут ты из потока жизни, хотя, слава Богу, не лежачий; и краткие вести по "мобильнику" из редакции не спасают. Но меня-то болячки вынудили сюда, а монах сам выбирает келью, умирает для мира. Наверное, и он первое время страдает разрывом с привычным… Они из того же теста, монахи-то. Им труднее…

уть и смысл монашества - переродить свое сердце, подчинить плоть духу. Для этого молитвою, постом и святым послушанием, и покаянным житием надо переродить свое поврежденное страстями сердце Божиим, чтобы оно было преподобным - это и есть суть и смысл монашества". Иеросхимонах Сампсон(Сиверс †1979).

Утешаюсь в больнице чтением книги "Старец иеросхимонах Сампсон", М., 2001. Теперь на Александро-Невскую лавру смотрю другими глазами. Какая крепость была духовная! А старцу в 1928 году, за три часа до ареста, явился во сне прп.Серафим Саровский (всего он являлся ему шесть раз) и медленно продиктовал молитву "Всемилостивая". Благодаря ей батюшка прошел 18 лет лагерей и прочего. "Это была ненасытная пища для меня", - вспоминает он:

"Всемилостивая Владычице моя, Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дево, Богородице Марие, Мати Божия, Несумненная и единственная моя Надежда, не гнушайся меня, не отвергай меня, не остави меня; заступись, попроси, услыши; виждь, Госпоже, помози, прости, Пречистая!"

Из писем о.Сампсона духовным чадам:

1. Ни в коем случае нельзя подавать записки за некрещеных: ни на молебнах, ни на панихидах, ни на литургии.

2. Если пришли помочь (тем более, если верующий), отказать жестоко (немилосердие). На Страшном Суде это будет помянуто тому, кто отказал или принял, но серьезно не знал отношения к этому дару.

3. Положить хранение устам своим и быть скупым на язык, для начала: а) самому не заговаривать; б) отвечать кратко, ясно, испытующе; в) о себе ни слова никогда; г) о людях ни единого слова, даже намеком; д) себя никогда не извинять, не защищать.

Губительно самоутешающе о себе говорить. Этим теряется молитва и мирность.

Как же далеко мне до звания "христианин"! Читая духоносных отцов, ясно сознаешь, что главному - молитве - ты так и не научился. Лень окаянная, страстность и безчувствие превращают и то малое, что произносишь перед иконами, в механическое действие. Одно утешение - четки: "Господи, помилуй". Пытался, по св.отцам, перевести молитву в верхнюю часть сердца, просил совета у батюшки. "Молись, как молится, - ответил он, - "бей воздух" без выкрутасов. Видя старание, Господь поможет". По четкам нравится - безсчетно, пока рука не устанет; перебираешь другой, даже в храме. Но опять беда: не скрываешь четки от людей, а это грех тщеславия. А в кармане тесно. Вот и все "достижения"…