Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

20 декабря отцу Василию Ермакову исполняется 76 лет

НАРОДНЫЙ БАТЮШКА

О.ВАСИЛИЮ ЕРМАКОВУ ПОСВЯЩАЕТСЯ
Здесь, на Серафимовском кладбище,
Где всегда народа полон храм,
Мы любви и утешенья ищем,
Здесь выходит добрый пастырь к нам.
Не жалея времени и силы, -
Верный сын и любящий отец, -
Служит пастырь Богу и России,
Окормляя немощных овец.
Божьим чудом вырванный из плена,
Отроком хлебнув немало бед,
Вот уже полвека неизменно
Он несет нам истину и свет.
Призывает он своим примером
Пуще жизни Родину любить.
И пока жива Святая Вера,
Значит, и Россия будет жить!
Татьяна ЕГОРОВА

У отца Василия Ермакова есть живое, некнижное чувство русского народа. Вчитайтесь, вслушайтесь, всмотритесь в видеозаписи - батюшка постоянно говорит об одном - о бедах и радостях народа русского. Самое употребительное слово в его лексиконе - "русский". Самый частый призыв: "Россию надо любить". И, можно сказать, это особая харизма батюшки. Потому что, как он сам признается: "Полвека слежу за своими мыслями, когда готовлюсь к проповеди". Следить можно только за тем, что тебе посылается. А посылается самое насущное сейчас - слово о непреходящей ценности того, что поэт определил словами "здесь русский дух, здесь Русью пахнет".

Батюшка любит парадоксы. И любит с первой же фразы удивить слушателя или собеседника. Его проповедь может начаться, например, такими словами: "Мы, люди земли, - очень низкопробные создания". А дальше, когда человеческая гордость и так уже сражена, звучат слова совсем уж болезненно правдивые: "В чем заключается наша низкопробность? Да в том, что мы очень любим пресмыкаться перед людьми, заискивать и угождать им". И дальше все - в таком же нелицеприятном духе. Если читать проповеди отца Василия, пользуясь инструментом обычной логики, они могут показаться сгустком противоречий. Но в том-то и дело - мудрость никогда не бывает одномерной, она зависит от времени, места, личности слушателя - а если их много, то нужно умудриться сказать так, чтобы было понятно всем.

Отец Василий действительно не проповедует, а беседует с народом, поэтому пользуется общедоступным языком. По ходу беседы он и вопросы задает. Проповеди отца Василия - это не толкование на Евангелие, а наоборот, приложение Евангелия к современной жизни. При этом открывается, что именно в Евангельском благовестии и содержится, по словам о.Василия, житейская правда или правда жизни. Батюшка, говоря об этом, как будто поражается: "Смотрите, как перекликается Евангелие с сегодняшней нашей жизнью. Возьму в пример только одно наше российское бытие". Вся речь отца Василия призвана разбудить слушателя. Заставить встрепенуться от сна духовного, посмотреть по сторонам, увидеть не только свое "я", но и общую народную жизнь, почувствовать свою ответственность за то, как протекает эта жизнь.

Иногда задумываешься: "Все-таки чем же притягивает к себе людей отец Василий? Ведь он не гладит по головке, не говорит ласковых слов. Он, наоборот, может даже обозвать, по плечу постучать, за нос подергать и прочее". А дело не в этом внешнем образе действий, а в результате - чего добивается батюшка, так тесно общаясь с народом? Он вкладывает в человека бодрость духа. А то можно утешить, пока человек рядом с тобой стоит, он поплакал, беду свою высказал и успокоился. Пришел домой, а там все без перемен - та же беда, а утешать уже некому, и опять уныние охватывает. Потому отец Василий вместо того, чтобы утешать, подвигает человека к тому, чтобы не сдаваться, а действовать и молиться. Самому молиться, не надеяться только на молитву других людей. Когда человеку совсем уж плохо, если начнешь над ним причитать: "Бедненький ты мой!", - он совсем расквасится. А если ты его как следует растормошишь, да еще поможешь дойти до понимания, что "Бог сверх меры креста не дает", - и этот крест дан либо как воздаяние за собственные страсти, либо во очищение и как путь ко смирению и совершенствованию духовному, - тогда у человека появляется перспектива. Отец Василий умеет вывести из зацикленности на себе, на ситуации; помогает почувствовать ход жизни, ее движение и поверить, что оно благо. Потому и идут к нему люди.

Кто-то не выдерживает "такого режима духовной жизни" и отходит от батюшки, кто-то создает культ старца и тем самым заменяет реальную личность - протоиерея Василия Ермакова - надуманным образом. Всякий культ личности - а это явление неизбежно возникает вокруг каждого сильного батюшки в отношении к нему духовных чад - разрушителен. Самое трудное в духовной жизни - правильно относиться к духовному отцу: любить его, слушаться его, доверять ему, но одновременно помнить о Божией заповеди: "Не сотвори себе кумира".

Батюшка воплотил в себе все лучшие черты послевоенного священства - да, в его служении немало сходства с ныне здравствующими его ровесниками - отцом Иоанном Мироновым, отцом Евгением Ефимовым, отцом Анатолием Малининым, отцом Модестом, отцом Михаилом Сечейко и со священниками его возраста из других епархий. Но, можно сказать, что протоиерея Василия Ермакова отличает особое дерзновение. Он имеет дерзновение делать обобщения. Думать не только о своем приходе, не только о своих многочисленных духовных чадах, он имеет дерзновение думать обо всем народе, обо всей Церкви. Он имеет дерзновение обличать и высказывать опасения. Он вообще имеет дерзновение не отсиживаться, не отмалчиваться, а как он сам говорит: "резать правду-матку".

Отец Василий обладает удивительно бойцовским, наступательным духом. Он беспрестанно находится в движении, как бы обходит дозором русскую землю.

р.Б. Людмила