Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЗАПИСКИ РЕДАКТОРА

Иван Александрович Ильин(†1954): "Где бы мы, русские люди, ни жили, в каком бы положении ни находились, нас никогда не покинет скорбь о нашей Родине, о России. Она есть проявление нашей живой любви к родине и нашей веры в нее. Чтобы быть и бороться, стоять и победить, нам необходимо верить в то, что не иссякли благие силы русского народа, что не оскудели в нем Божии дары, что по-прежнему лишь на поверхности омраченное живет в нем его боговосприятие, что это омрачение пройдет и духовные силы воскреснут… И восстанет новая Россия".

У крестной, Клавдии Васильевны Литвиненко, последней из оставшихся на свете подруг моей мамы, погиб сын. 13 лет прожил Володя с пересаженным сердцем и был одним из немногих, кто сумел полностью восстановить работоспособность после такой операции. Погиб в автокатастрофе: встречная машина выехала на его полосу. "Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой" (Пс.38,5).

Компьютером я пользуюсь мало: не достает умения, да и "записки" короткие - пишутся с перерывами. Но что удивительно: кажется, провел с электронным ящиком минут десять, а на деле пролетело два часа. Компьютер - "черная дыра", засасывающая в свое бездонное брюхо твое драгоценное время… "Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою"(Притч.29,24). И вывод: идти "царским" путем, не позволяя себе увлечься, хотя и удобным, но все же соблазнительным устройством…

Иеромонах Серафим(Роуз) пишет: "Жизнь стала непрестанным поиском "развлечений", которые настолько лишены всякого серьезного значения, что посетитель из любой другой страны ХIХ в., глядя на наши телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку… подумал бы, что он попал в страну безумцев, потерявших соприкосновение с реальностью. А мы живем в этом обществе и принимаем его как данное".

Новости: в Сингапуре открыли первый ресторан для собак.

Притча. Умерла женщина, которая провела всю жизнь в грехах, и попала в огненное озеро. Кружится над ней Ангел-хранитель и плачет: "Может, вспомнишь хоть одно доброе дело?" - просит он. "Ах, да, однажды я собирала на поле лук, и нищенка попросила луковичку. И так она мне надоела, что я швырнула в нее просимое", - отвечает несчастная. "Что ж, попробуем", - ободрился Ангел и протянул женщине луковицу стрелками вниз. Она ухватилась за них и постепенно стала вылезать из огненного озера. Видя это, товарищи по несчастью стали хвататься за ее ноги, чтобы тоже спастись. "Отстаньте, это моя луковка!" - закричала женщина, отбиваясь ногами от цепляющихся рук. В тот же миг стрелка лука оборвалась, и грешница упала обратно в озеро…

Актеры… Весь ужас их профессии заключается в том, что, проживая на сцене чужие жизни, пропуская через свои души чужие чувства, мысли и даже переоблачаясь в чужую внешность, им не хватает времени и привычки заниматься душой собственной, для чего Господь и дает жизнь человеку. Поэтому, за редким исключением, душа актера предстает пред Богом неготовой для Царствия Небесного. И посему… "всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. "Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага!" И это - суета и недоброе дело!" (Екк.4,8).

Про опасность пристрастия к искусству пишет о.Александр Ельчанинов: "Таинственная сфера искусства, такая пленительная, такая околдовывающая, - так мало приближает своих служителей к тому, что мы считаем истиной; для них обычные черты - эгоизм, гордость, жадность и слава, часто крайняя чувственность. Сфера искусства - не духовная сфера, а область чистой душевности".

- За что, Никола, полюбил народ наш, грехами затемненный, ходишь по дорогам его скорбным и молишься за него неустанно?

- За что полюбил? - отвечает Никола, глядя в глаза Сергия. - Дитя она - Русь!… Цвет тихий, благоуханный… Кроткая дума Господня… дитя его любимое… Неразумное, но любое. А кто не возлюбит дитя, не умилится цветикам? Русь - это кроткая дума Господня. В.Никифоров-Волгин. "Заутреня святителей".

Почему самоубийство есть самый страшный, непрощаемый грех? Потому, что это последнее действие человека, то, с чем человек уходит из этого мира. Таким его запоминает Господь. И то состояние уныния, злобы, тоски, отчаяния и безсилия будет сопровождать его в вечности. Ведь и Иуда не от раскаяния повесился…

олодой мужчина прыгнул на рельсы под электропоезд на станции метро "Гражданский проспект". "Из окна дома по Морской набережной выбросилась женщина лет пятидесяти. В кармане нашли записку: "Болезнь неизлечима, боль нестерпима, жить нет сил"…

"Самоубийцы не знают, что около них стоит невыразимо гадкий злой дух, понуждая их убить тело, разбить драгоценный "глиняный сосуд", хранящий душу до сроков Божиих. И советует этот дух, и убеждает, и настаивает, и понуждает, и запугивает: только, чтобы человек нажал гашетку или перескочил через подоконник, убегая от своего нестерпимого томления… Человек и не догадывается, что "нестерпимое томление" не от жизни, а от того, от кого и все мысли, обосновывающие убиение себя. Человек думает, что это он сам приходит к самоубийственному заключению. Но это совсем не он, а его мыслями говорит тот, кого Господь назвал человекоубийцей(Ин.8,44). Далеко не все (даже христиане) отдают себе отчет в действиях и проявлениях злых духов, о которых с такой силой и ясностью говорит Слово Божие". Архиепископ Иоанн(Шаховской).

Перечитывая работу о.Серафима(Роуза) "Душа после смерти", обратил внимание на чрезвычайно важное обстоятельство: вернувшиеся к жизни из "посмертных опытов" люди запомнили не только присутствие Христа, "присутствие столь утешетельное, столь радостное и всепоглощающее, что они хотели навсегда погрузиться в его созерцание"… После просмотра "обратных кадров" своей жизни каждый из них слышал вопрос: "Как ты использовал свое время на земле?"… Ответ на этот вопрос и составляет главный смысл жизни христианина.

Я против смертной казни. Власти совершают ошибку, не рассказывая подробно, какая это мука - пожизненное заключение. Человеку, замурованному в каменный мешок до конца своих дней, надеяться не на кого. Только на Бога. Не случайно бывший председатель Комиссии по помилованиям писатель Анатолий Приставкин сказал: "Приговариваем к смерти одного человека, а расстреливаем другого"… "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь" (Рим.12,19).

Редкая встреча с двоюродной сестрой-ровесницей из Риги: "Да успею еще покаяться, время есть". Но в Православии ничего не взять наскоком - духовной работе, как и всякой другой, надо учиться годами. Знает ли она, что такое грех? А смертный грех?.. Даже отпущение греха священником еще не повод для уверенности, что Господь простил тебя. Мерилом служит истонченная привычкой к покаянию совесть. Хождение на исповедь - научение человека правой жизни, различению добра и зла. Поэтому я слабо верю в ценность предсмертной исповеди нецерковного человека. Мало искренне единожды покаяться, нужно отвратиться греха, возненавидеть его. А это непросто. Поэтому - спешите на исповедь…

дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертию, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим" (Откр.2,21-23).

ак пуст и вял и ничтожен почти всякий прожитый день! Как мало следов оставляет он за собою! Как безсмысленно-глупо пробежали эти часы за часами! И между тем человеку хочется существовать; он дорожит своей жизнию, он надеется на нее, на себя, на будущее… О, каких благ он ждет от будущего! Но почему же он воображает, что другие, грядущие дни не будут похожи на этот только что прожитый день? Да он этого и не воображает. Он вообще не любит размышлять - и хорошо делает. "Вот завтра, завтра!" - утешает он себя, - пока это "завтра" не свалит его в могилу. Ну - а раз в могиле - поневоле размышлять перестанешь". Иван Тургенев. "Стихотворения в прозе", 1879.

ослушайте вы, говорящие: сегодня или завтра отправимся в такой-то город и проживем там один год и будем торговать и получать прибыль, вы, которые не знаете, что случится завтра. Вместо того, чтобы вам говорить: если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то и другое" (Иак.4,13-15).

Любой грех оставляет царапинку в Вечности…

Мама, мама, ну почему меня так тянет к тебе? Зачем ты держишь меня? После сорока дней ты больше не приходила во сне; и многие молились за тебя. Но через год я увидел тебя издалека… На верху обрывистого берега реки - недостроенный деревянный дом, а ты внизу, у кромки, молча стоишь и ждешь… Я все пытаюсь перелезть через прорезь окна - а внизу обрыв, - но что-то мешает мне сделать это. Ты стоишь далеко, даже лица не различить, но душа говорит - это ты… Батюшка сказал: "Рановато тебе еще к маме". А недостроенный дом, возможно, символ недоделанного на земле?..

ождение мистично - к нам приходит вестник из другого мира. Смерть близких еще сильнее будит в нас мистические чувства - уходя от нас, они из ткани нашей души протягивают за собой длинный провод, и мы уже не можем жить только этим миром - в наш теплый, уютный дом поставлен аппарат в безконечность". О.Александр Ельчанинов.