Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

В.Н.ГАНИЧЕВ: ЛИТЕРАТУРА СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

25 августа в помещении Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России состоялась встреча с Валерием Николаевичем Ганичевым - замечательным прозаиком и публицистом, общественным деятелем, председателем Союза писателей России. Сегодня мы хотим познакомить наших читателей с некоторыми выдержками из интересной и содержательной беседы В.Н. Ганичева с петербургскими литераторами.

О Союзе писателей России

Часто спрашивают: "Сколько сейчас в России Союзов писателей?" Действительно, до сих пор создаются всевозможные союзы, союзики, подсоюзы… Но ведь собственно Союз - один, наш; он юридически обоснован и собирает большинство русских писателей. Кто-то из него вышел, и слава Богу! - ничего трагического тут нет. Остались люди, развивающие державные, государственные традиции нашей отечественной литературы, люди, стоящие на прямой, честной, российской - русской! - позиции.

О современной русской литературе

Русская литература… Прежде чем о ней говорить, мне хочется заметить вот что: следовало бы, наверное, называть ее не литературой, а словесностью. "Litera" - это по-латыни буква. Но русские писатели имеют дело не с буквой, а со словом. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин.1,1) Вот от этого Слова и идет наша словесность: от Божественного Слова к человеческой совести. Многие, наверное, это знают, но все же напомню: когда в 90-е годы мы проводили встречи православных писателей, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II обратился к нам с письмом, в котором говорил, что пока наше государство было атеистическим, безбожным, основы христианской нравственности все же сохранялись в обществе, и хранила их именно русская классическая литература.

Были у нас в Союзе тяжелые времена, но за последние восемь лет наметилась тенденция к улучшению. Более того, взрыв поэтического творчества, который мы сейчас наблюдаем, просто удивляет некоторых критиков. Но ничего удивительного в этом нет: в тяжелые минуты в нашем народе просыпается драматическое, даже трагическое, но и поэтическое в своей сути мироощущение. Живое тому доказательство - ваша петербургская поэтическая школа, мощная, полная свежих сил. А какая прекрасная складывается сейчас плеяда молодых критиков!.. Признаюсь, меня часто за сердце хватало: кто придет после нас? кто будет осмысливать течение современного русского слова? Но теперь вижу, что на наше место идут замечательные ребята, которые хорошо понимают все, что происходит в литературе.

Словом, не все так плохо, как кажется. И вот что важно: пора нам уходить от этого упаднического настроения: "России больше нет! она пропала! она не вернется!" В таком состоянии мы далеко не уйдем. Пусть тяжело, но мы должны искать другое мироощущение. Поймите, я не призываю вас к победным реляциям! Но что-то должно измениться в нашей интонации, в выборе героев. Мне очень нравятся наша нынешняя историческая литература, молодые писатели, которые в ней работают. Какие замечательные романы они пишут! И мало того, что эти книги русские, проникнутые державной, православной идеей, - они к тому же прекрасно оснащены исторически, богаты достоверными деталями, имеют яркую внутреннюю интригу…

Об умении жить сегодня

Нам, русским писателям, сейчас закрыта дорога на телевидение, в другие средства массовой информации… Но почему? Не потому ли, что мы слишком прямолинейны? Нет, это очень понятно: надоедает все время прятать собственные мысли, собственную позицию; иногда писатель и может позволить себе отказаться от маскировки, начать рубить с плеча… Но все-таки - это зачастую не самый лучший образ действий. В конце концов давайте вспомним советское время: разве нас все тогда удовлетворяло? Что же, разве не было цензуры, не было контроля - и жесткого контроля? И, несмотря на это, наша литература сумела найти свои ходы, свою стилистику… Разве Валентин Распутин, к примеру, не сказал все, что хотел сказать? Разве не поставил он в своих произведениях самые судьбоносные для России вопросы? В своей повести "Прощании с Матерой" он прямо говорил о том, что мы уничтожаем могилы предков, говорил о нравственном состоянии человека, который навсегда покидает свои родные места. Он - будем называть вещи своими именами - первым выступил против экономического глобализма, который уже тогда начал проникать в нашу жизнь. А его повесть "Пожар", - это прямое предвосхищение того социального поражения, которое потерпел наш народ. А новый его рассказ "Непогода" - там и страх перед надвигающейся катастрофой, и твердая надежда на счастливый исход, - яркая картина того, что происходит сейчас в мире. Как видите, Распутину ни советская, ни демократическая власть не стали помехой: он умеет сказать все, что должен сказать.

О святом праведном Феодоре Ушакове

Я думаю, общей нашей победой стало прославление адмирала Ушакова, святого праведного воина Феодора. Я счастлив тем, что мне удалось как-то поучаствовать в этом великом событии: сначала я написал роман об адмирале, потом книгу для серии "Жизнь замечательных людей"… И вот постепенно, в ходе этих трудов, стало мне ясно, что подвиг Ушакова - это высший подвиг служения Отечеству. Вдумайтесь: 43 победы и ни одного поражения - такое может быть послано только свыше, это от Бога. А ведь у адмирала Ушакова на счету не только военные победы: есть еще и строительство русского Черноморского флота в Севастополе… Есть и создание первого православного государства в Греции. Впервые, со времен падения Византийской империи, греки, наши братья по вере, обрели свою государственность. Россия таким образом отдала свой исторический долг Византии, от которой приняла Крещение, - великий священный долг. И сделано это руками нашего святого адмирала. Я бывал на Корфу, на Керкире, работал там в архивах… Когда-то, в 1798-1799 гг, в 1803 г., Россия осуществляла контроль над этим островом. Потом пришли англичане, установили там свое владычество, и первое, что они сделали, уничтожили в архивах все следы русского присутствия. Можно этим возмущаться, но я скажу: вот как люди держатся за свои победы, за свои удачи - не только на поле боя, но и в архивах. А мы?.. Что там Аляска, что там Крым, зачем нам это?..

Когда я показал грекам все, что мне удалось найти о роли Ушакова в делах Греции, они задумались… Одно только это греческое признание - это уже очень важно!.. Сейчас там готовится конференция "Феодор Ушаков - освободитель и создатель первого греческого государства". А у нас в Союзе писателей создан патриотический центр "Созидание" им. Феодора Ушакова; решили учредить Ушаковскую премию - изыщем возможности и учредим обязательно. Словом, еще раз скажу: прославление великого русского адмирала в лике святых - это наша общая победа.

О национальной безопасности

В конце декабря вновь соберется Всемирный Русский Собор; повестка дня будет такая: "Культурные и духовные традиции России и национальная безопасность". Ибо национальная безопасность хранится не одной лишь армией и военно-промышленным комплексом, но и теми неразрушимыми традициями, которые только и могут спасти народ от распыления. Думаем обсудить и проблемы русского языка. Это тоже вопрос безопасности: состояние языка влияет на состояние общества, а все мы знаем, до чего доведена сейчас русская речь. Почему до сих пор не принят закон о языке? Проект внесен восемь лет назад. Есть и примеры подобного законодательства - во Франции, в других странах. Но кое-кто насмерть стоит, чтобы закон не был принят. "Ну и пусть, - говорят они, - пусть останутся у нас эти иностранные слова!.." Но давайте вспомним времена Петра I, XVIII век. Иностранных слов тогда внедрялось в русскую речь побольше, чем теперь, но наши писатели - Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков - встали стеной против этого потока. Они протестовали, они подыскивали соответствующие русские слова в замену иностранным… Мы же в подобном положении оказались слабы.

А потеря национального звучания? Его уже не вернешь. А потеря говоров? В свое время Горький, которого я очень уважаю, яростно выступал против говоров и местных слов. Теперь их нет. Речь наша проваливается в телевизионный эфир, как в черную выгребную яму, - там все сливается в одну неблагоухающую массу…

Надо издавать патриотическую литературу. Но надо уметь ее издавать. Книга на патриотическую тему, особенно предназначенная для детей, - это работа не только для писателя, но и для художника, и для издателя. Вспоминаю, как мы издавали "Книгу будущих командиров", - было три тиража по сто тысяч, и все разошлось без остатка.

…Однажды мы поздравляли с каким-то юбилеем маршала Жукова. Принесли ему в подарок одной книгой выпущенный "Тихий Дон" Шолохова. Он ее с благодарностью принял: "Любимый писатель!" А еще у нас была книжка "О, Русская земля!" - сборник стихов о России; мы показали ее маршалу. Жуков полистал и говорит: "Мы в армии высоко, - да, высоко ценим патриотическую поэзию!" Это, может быть, по-армейски суховато звучит, но нужно было слышать интонацию!.. Жуков относил патриотическую поэзию к разряду стратегических факторов.

О национальных литературах

Сейчас, в какую республику ни приедешь, все местные литераторы тотчас кидаются к нам с вопросом: "Ну что же это такое: никто нас не переводит на русский язык!" А вы же хотели самостоятельности! Как же так? Вы же за это боролись! Вот теперь поборитесь за объединение с Россией: тогда ваши стихи снова будут переводиться, тогда вас опять узнают миллионы читателей. И есть замечательные люди, которые это понимают; они приходят и говорят: "Нет малых народов без России, без русских!" То же относится и к братьям-славянам, как к нашим, так и к зарубежным. Достоевский предсказывал, что наступит момент, когда все славянские народы отвернутся от России, ударят нам в спину, - но зато потом наступит время для нового объединения. Вот, по-видимому, и наступил тот час, когда нам ударили в спину, - а может быть, уже и к новому объединению переходим.

Сейчас нам, к сожалению, своих проблем хватает. До национальных ли литератур, когда наше министерство образования хотело выкинуть из школьной программы "Евгения Онегина"?! Я сам был на этой коллегии, когда пытались вывести из федерального плана русскую литературу и историю и перевести их на региональный план. А региональный план, это значит: нет денег на учебники, нет денег на образование… Это значит, что какая-нибудь Чувашия может и отказаться изучать русский язык и историю, - а там 80% населения русские. Я встал и сказал: "Только что наш Президент утвердил доктрину национальной безопасности, а вы своим решением разрушаете ее! Вы взрываете национальную безопасность, лишая русских опоры на собственную культуру!" Они испугались. Кто-то вскочил: "Нет, мы не против президентской концепции!.." А потом, после заседания, когда их предложение не прошло, этот человек тихо, под столом пожал мне руку. Под столом! "Спасибо, что заботитесь!.."

Тяжелые для России времена, возможно, проходят. Не знаю, ощущается ли это у вас, в Петербурге, а в Москве, в глубинке, есть такое ощущение. Хотя, конечно, Москва и Петербург многие позиции сдали: их руководство не защищает русскую культуру. Только в малых городах еще существует часть интеллигенции, духовенства, даже администрации, которая верно понимает происходящее. Елец, Арзамас, Корсун - да всех не перечислишь - замечательные города. Нам кажется, что только там еще есть хорошая сфера для русской литературы, для русского слова. Там еще верят книге, там дорожат всем русским. Возможно, что именно благодаря этим городкам Россия и сохранится, и поднимется однажды на ноги.