Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СЕРЕДИНА ДОБРОДЕТЕЛИ

О том, что такое семейное счастье и семейное долголетие, как достичь гармонии в семейных отношениях, как любить и быть любимым, сегодня размышляет священник Всеволожского храма Спаса Нерукотворного Образа Илия АМБАРЦУМОВ.

Я родился в многодетной семье священника. Вырастить, дать образование и духовное воспитание 11 сыновьям и дочерям, согласитесь, не так-то просто. А возможным это стало во многом благодаря нашей маме - Елене Анатольевне, которая была и остается - одна любовь и солнце. А папа - священник храма свт.Николая в п.Свердлова Димитрий Амбарцумов - всегда и во всем был нам, детям, примером и авторитетом непререкаемым. Повиноваться ему не было в тягость, ибо все, что он говорил и советовал, было разумно, дышало любовью и заботой о нас. Конечно, как и во всякой семье, было немало трудностей, испытаний, разногласий, но прожив рядышком столько лет, воспитав 11 детей, сохранили друг к другу не только крепнущее с годами уважение, но и чистую искреннюю любовь. А это и есть самое главное в семейной жизни. Без любви супружеской здание семейное рушится.

Нас - одиннадцать, мы все разные, у всех разные профессии, увлечения, но воспитанные родителями в православной вере, любви и терпении к ближнему, всегда поддерживаем друг друга. Сейчас я вас со всеми познакомлю. Яша стал священником, его любят и уважают прихожане. Женя и Сережа работают в милиции, а Сережа еще ремонтирует машины. Ольга и Маша - акушерки. Сима - портной и кулинар, его руки умеют все - торт спечь, платье или пиджак сшить... Теперь частенько уже не к бабушке Лене, а к Симе обращаются наши дети: "Ой, Сима, пожалуйста, сделай мне то-то". И Сима всех с любовью, как солнышко, обогреет, приласкает. Удивительный он человек, наш Сима. Он даже когда рождался на свет Божий, не причинил маме никаких болей и страданий. Андрей - серьезный и основательный, без всяких схем может разобраться и починить телевизор, компьютер. Потом - Катя и Наташа. Катя - "профессор", сколько ее помню, она все с книгой. Наташа - активная девушка, ее душа открыта всему миру, она всем стремится помочь. Коля - последний ребенок. Мама всех нас любит одинаково, за всех болеет сердцем, но с Колей отношения ложились особые: они непременно вместе ходят в церковь. Коля важен, благороден и рассудителен, хочет стать священником.

Когда мы собираемся вместе, стоит веселый шум, разговоры, иногда споры, анекдоты. Здесь тебя внимательно выслушают, а порой слушать не хотят, назовут дураком. Но ведь не в этом дело! Большая семья - это не только веселье и радость. Это - несокрушимая защита, надежная гавань. Мы горой стоим друг за друга, помогаем. Есть мастера на все руки: нужен праздничный торт, - бежим к Симе, он умеет делать такие необычные многоярусные. Ожидается в чьей-то семье рождение ребенка - обращаемся за помощью к акушеркам Оле и Маше. В милиции проблемы - зовем на помощь Евгения. Столкнулись с нравственной или жизненной проблемой - папа и старший Яша утешат советом.

Сейчас многие хорошие священники стараются укреплять именно домашние церкви - семьи. Ныне наступила эпоха домашней церкви. Почему? Потому что старцев сейчас мало, монастыри в некотором упадке в смысле святых и подвижников. Хотя именно монахи зачастую лучше всех могли объяснить таинство брака; дыша Святым Духом, они лучше кого-либо другого могли объяснить, как надо любить и беречь своих жен, как надо любить и почитать своих мужей. Например, св.Иоанн Златоуст, который был монахом в высшей степени слова, учил, что неразумно, например, отказываться от половой жизни ради поста, если один из супругов не согласен с этим. Он учил, что если откажешься от этих отношений без согласия супруга, то вина за все, что натворит твой супруг или супруга из-за такой твоей черствости, - на тебе будет.

Да, часто приводят в пример св.Иоанна Кронштадтского, жившего со своей женой, как брат с сестрою. Но это исключение! Это такая духовная высота!.. что если мы последуем за ним, это будет обезьянничанье, фарисейство и ханжество. И нет хуже, чем обезьянничать со святого, не имея ни его дарования, ни призвания такого... Нам, простым людям, надобно все делать по взаимному согласию, уважая чувства и взгляды другого. Из таких взаимных уступок, чуткости, уважения и строится семья.

Мы, священники, знаем по опыту пастырскому, что сверхаскетизм в молодых семьях приводит к разводу, блуду одного из супругов и страшному горю - развалу семьи, которое никакими слезами уже не поправить. Поэтому молодым супругам надо начинать совместную жизнь не с "монашества", а с терпимости, побольше вместе читать таких святых, как Серафим Саровский, Феофан Затворник, которые учили, как жить в миру. Главное, не впадать в крайности. Чрезмерный аскетизм нередко заканчивается отходом от веры или же люди пускаются во все тяжкие. Так же ужасна другая крайность - блуд, разврат, праздность. Держаться же надо золотой середины, что и послужит залогом семейного счастья и долголетия. Как сказал Василий Великий: "Прав только тот, кто направляет свой ум к середине добродетели".

Еще важный вопрос: сколько должно быть детей в семье. Ответ не простой… важно сколько есть в супругах силы жертвенной любви принять то, что Господь пошлет. О себе скажу, недавно у нас с матушкой Татьяной родился второй ребенок, и мы не перестаем благодарить за это Господа...

Конечно, если кто-то из супругов не желает заводить очередного ребенка, с этим надо считаться. То есть необходимо предохраняться. Да, это тоже грех, но все же меньший, чем аборт. Знаю, многие меня осудят за эти слова, но считаю, что семью в наше время надо скреплять всеми способами, чтобы не было расколов, обид. Ведь дети - благословение Божие, и чтобы мама и папа так и воспринимали своего малыша - он должен быть желанным. Поэтому планы увеличения семьи следует согласовывать с супругом. Конечно, если ребеночек уже зачат, говорить не о чем - надо рожать. Рожать, что бы ни говорили родные или врачи.

Был у меня такой случай. У одной прихожанки образовалась киста в мозгу. Чем больше становился срок беременности, тем больше росла киста. Врачи рожать запретили. Женщина пришла в храм, расплакалась: "Батюшка, мне необходимо сделать аборт, иначе я умру". Я утешил: "Голубушка, если Господь дает ребеночка, значит, Он даст ему родиться, и вас сохранит. А купить свою жизнь за счет жизни ребеночка все равно не удастся". Женщина успокоилась. А спустя некоторое время принесла крестить чудную здоровенькую девочку. Поэтому не слушайте тех, кто советует убивать живое во чреве. Убийство не может дать счастья семье.

Зарождение новой жизни - дар Божий, ребенок - ангел, приходящий в семью, и чем больше таких ангелов в семье, тем лучше. Даже если брак не венчанный, потому что если невенчанный брак верный, а супруги живут в любви и согласии, - Церковь признает и такой брак, ожидая взаимной решимости супругов освятить семейные узы еще и благословением Божиим. Ведь многие не задумываются, что надо венчаться. Венчание - громадная сила. Задумайтесь: нигде, ни в одной религии мира, только в Православии с такой силой провозглашают любовь к своей жене, любовь к своему мужу: жениха и невесту венчают с коронами, как царей, и как священников в Малой Церкви. Поэтому расписаться в ЗАГСе - важно, но главное - венчание, когда пред лицом Господа берешь в супруги своего избранника, избранницу, однажды и на всю жизнь.