Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

РАССКАЗЫ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ

Рассказывала мне бабушка такое. На самом исходе крепостной эпохи жил да был в наших краях помещик. И была у него дочка на выданье. Помещик, понятно, дочку все хотел замуж получше пристроить, а она - неизвестно сейчас, почему, - все упиралась. Что тому причиной - то ли разборчива была чересчур, то ли просто капризна, то ли вообще не стремилась к семейной жизни, но женихи один за другим получали у нее от ворот поворот. Отец злился, конечно, и дочку поругивал, но она твердо стояла на своем: "За этих замуж не пойду!" И вот однажды отцовское терпение иссякло. "Последнего, - говорит, - тебе жениха предлагаю! Если за него не выйдешь, тогда смотри!.. Тогда ты у меня выйдешь замуж за Рытикова!.."

…Вот этот-то самый Рытиков и был моим отдаленным предком. Рытиков - это его прозвище было, а настоящая фамилия - другая. И чтобы вы поняли, как страшна была отцовская угроза, скажу, что, во-первых, Рытиков был уродом, - хотя и не от рождения, а после перенесенной оспы. Все лицо его было изрыто оспинами, за что он и прозвище свое получил. Но это только полбеды. Главная же беда в том, что был он крепостным, - не крестьянином, правда, а лесником, - и принадлежал барской семье (а значит, и будущей своей невесте) на правах частной собственности. Жил в лесу, в сторожке, кормился охотой, в деревне появлялся редко: больно уж смеялись девки над изрытым его лицом…

Вот такая угроза, вот такой жених. Дочь как услышала эти слова, так у нее против прежнего еще в десять раз сильнее упрямство разгорелось. "Давайте хоть Рытикова! Пусть так и будет! Пойду за него замуж, - чтобы вы, батюшка, потом всю жизнь себя за это казнили! А я буду смотреть, как вы мучаетесь, - и радоваться!"

И что же вы думаете? - свадьба состоялась. Ни отец, ни дочь уступить друг другу не захотели: как сейчас говорят: пошли на принцип - и обвенчалась строптивая барышня со страшным лесным мужиком.

…Я тоже считал, что такие истории только в сказках случаются или в романах каких-нибудь. Нет, все правдой оказалось - проверено по архивам. Видимо, сказки тоже не из пустого места вырастали, тоже имели под собой некую историческую почву.

Но самое-то удивительное ведь не в том, что барышня за своего крепостного замуж вышла. Удивительно то, что брак этот вышел счастливым. Барин-отец вскоре одумался. Против сказанного в запальчивости слова он, правда, пойти не захотел (слово есть слово!), но все же вольную леснику подписал, в приданое за дочкой дал два доходных дома в Петербурге, на Большом проспекте и к ним еще сапожную мастерскую. А главное - стал он к Рытикову относиться как к равному. Никогда в жизни не припомнил этот барин своему бывшему леснику его крепостного прошлого, принимал у себя как сына родного и внуков перед смертью благословил.

…С этими внуками вышла такая история. Один рос человеком серьезным, деловым - он и унаследовал отцовскую петербургскую недвижимость, а со временем развернул мастерскую в крупное сапожное производство. Гласным городской думы его выбирали - словом, считался он человеком уважаемым и в городе был известен. Когда к нему родные из деревни приезжали, то долго искать его дом им не приходилось: просто подходили к первому попавшемуся городовому и спрашивали, где живет такой-то? И городовой без долгих раздумий тут же указывал нужный адрес.

Второй брат, младший, вышел безпутным. Его отец даже наследством оделять не стал, а прямо отдал в солдаты, чтобы, значит, уму-разуму понабрался. И он понабрался, служба на пользу пошла: получил три Георгиевских креста - не шутка. Как-то раз часть, в которой он служил, стояла в столице. Его, младшего этого брата, в караул назначили. Стоит он на улице, неподалеку от царского дворца, - а на дворе зима, жуткий мороз. Он сначала потихонечку приплясывал от холода, а потом пустился в пляс по-настоящему. Пляшет, пляшет, а не знает того, что царь сзади стоит и за ним наблюдает, - царь Николай, последний русский император. Сначала Его Величество хотел часового наказать: зачем пляшет на посту - не положено! Потом как-то увлекся этим зрелищем, и на сердце у него потеплело. Подошел к солдату: утешил, мол, служивый! Смотрит, а у того три Георгия на груди. "Ну, так, получай же и четвертого, за отличную пляску!"

Это тоже чистая правда, хотя звучит, как старая солдатская сказка. Те четыре Георгия я сам видел не раз. А это ведь - полный бант! Кавалеры полного банта все были наперечет и пользовались немалым почетом и уважением. Льготы у них всякие были: например, арестовать или освободить из-под стражи полного Георгиевского кавалера мог только сам император лично - и никто больше. Ну, а наш Георгиевский кавалер, выйдя в отставку, поселился в деревне, и жил там-не тужил, не обремененный ни богатством, ни высокими постами, и благополучно пережил все последующие русские катаклизмы.

Но не так сложилась судьба у его старшего, серьезного брата. Он работал и работал, копил и копил, наживал и капитал, и всеобщее уважение - и тут разразилась революция. Как ему стало досадно! Все ведь отдавать придется - и кому? Погоревал он, подумал - и надумал жизни себя лишить. Но только не простым каким-нибудь способом, а особенным: решил он водкой опиться до смерти. При жизни-то он спиртного в рот не брал - серьезный был человек, деловой, не до того было. Ну, а тут - все равно все горит!.. Пусть и принципы горят! Чего беречься, кого теперь стесняться! И как задумал, так и сделал - Бог ему судья.

Вот и вышло, что от безпутного брата остались его потомкам четыре Георгиевских креста, а от серьезного - не осталось ничего. Где теперь эти два дома на Петроградской стороне? Кто в них живет? Время движется, давние дела забываются, а когда вспомнятся случайно, то кажутся неправдоподобными, небывалыми… В наше время такого не случается, нет!.. И люди другие, и страна не та. На карте вроде написано - Россия, а как начнешь разбирать, как начнешь сравнивать, как послушаешь про то, как люди когда-то жили, - и рукой только махнешь. Ничего общего. Ничего. И речь ведь не о том, что они были ангелами, а мы - нет. У них своих грехов хватало, но жили они - по-другому, думали - по-другому, и в похожих обстоятельствах поступали так, как нам ни за что и в голову не придет. Ушло то время, и Россия та ушла, а другой что-то не видать. Пауза длится, пауза затянулась…

Григорий МАМАЕВ