Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы
14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

МАТИ РУССКАГО КРАЮ

Как известно, церковный год начинается с сентября и первым великим праздником его является Рождество Пресвятой Богородицы, что очень точно соответствует смыслу и порядку течения Священной истории Нового Завета. История Нового Завета, можно сказать, начинается с Рождества Пресвятой Девы, хотя в Евангелии ничего не говорится об этом, а впервые упоминается Божия Матерь в связи с Благовещением. Но история донесла до нас события тех давних дней. Мы знаем, что Пресвятая Богородица родилась от престарелых родителей - Иоакима и Анны в г.Назарете. Это был самый неприметный городок во всей Галилее. И иудеи, когда слышали, что оттуда явился великий пророк Иисус, восклицали: "Из Назарета может ли быть что доброе?" (Ин.1,46). Но именно в Назарете и проживала благочестивая чета, которой после 50 лет безплодной брачной жизни Господь даровал Дитя, по молитвам их. Вспомним молитвенный плач Анны, проникнутый глубокой верой, что Бог всесилен и может невозможное для человека сделать возможным: "Горе мне одинокой, все в мире утешаются детьми: и птицы небесные и звери земные плодородны у Тебя, Господи, и земля приносит вовремя плоды свои, и все благословляют Тебя! Одна я как степь безводная, без жизни и растительности! Воззри на меня, Господи, и услыши молитву мою!" И явился пред нею ангел Господень и сказал: "Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь Чадо, и о семени твоем благословятся все роды земные. Имя твоей Дочери да будет Мария, и Ею дастся спасение всему миру".

В воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы издревле установлен Церковью праздник на 8 сентября (21 сентября н.ст.): в IV веке равноапостольная Елена воздвигла храм в честь и память Рождества Матери Божией. Рождество Богородицы стало праздником всемирной радости, ибо Богородицею весь род человеческий обновился. Прежде нежели существовал мир, Дева Мария была предызбрана в вечном совете Пресвятой Троицы послужить спасению рода человеческого. Рождество Богородицы - это начало праздников Боговоплощения. Поэтому в тропаре праздника так и говорится: "Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо воссия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный". В этом тропаре мы слышим отзвук тропаря Рождества Христова, где Христос также именуется Солнцем правды. С Рождеством Богородицы фактически занимается заря Солнца правды. Та, Кто родилась у праведных Иоакима и Анны, превзошла все их ожидания, ибо родилось не просто дитя, Которое они посвятили Богу, - родилась Дева, Которая станет девственной утробой воплощения Господня.

Род человеческий ликует и празднует Рождество Богородицы, открывающее церковный календарь, поскольку впереди еще много праздников и событий, связанных и с Пресвятою Богородицей, и с Самим Господом нашим Иисусом Христом, и с Церковью, которая родилась благодаря этому. И радуемся мы всему, что появилось благодаря приходу в мир Господа Иисуса Христа через Пресвятую Деву. Радуемся самым разным проявлениям этого живого участия Господа в нашей жизни, которое проявляется по вере нашей, по нашей молитве.

Совсем ненамного от праздника Рождества Пресвятой Богородицы отстоит в календаре праздник Покрова. Только мы отпраздновали Рождество Божией Матери и буквально через три недели - Покров. В действительности же между этими событиями проходят века! Но как в храме в Богородичные дни все убранство и облачение священников выдержано в сине-голубых тонах, так и здесь возникает ощущение непрерывного единства, теряется ощущение времени, которое разделяет эти события. Вспомним, как был впервые явлен человечеству Покров Богородицы.

Случилось это в X веке во Влахернском храме (где хранились риза Богоматери с омофором и часть пояса) г.Константинополя. Во время всенощного славословия в храме молился св.Андрей Юродивый. В четвертом часу ночи блж.Андрей вдруг видит величественную Жену, идущую от Царских врат со свитою: Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов поддерживали Ее, а многие святые в белых одеждах предшествовали Ей, другие следовали за Ней. Божия Матерь, преклонив Свои колена, слезно молилась долгое время. Потом подошла к Престолу и молилась за предстоящий народ. По окончании молитвы сняла с Себя покрывало, блиставшее наподобие молнии, и распростерла его над всем стоящим народом… Своим Покровом Божия Матерь покрыла, как любящая мать, согревая своим теплом и любовью, всех этих людей, которые поняли, что нет у них иной опоры, надежды и защиты, чем милость Божия, открывающаяся через Пресвятую Богородицу.

У нас в России праздник Покрова Божией Матери пользуется особой любовью (хотя праздник этот не является двунадесятым), потому как Пречистая Богородица не раз являла видимым образом всем русским людям Свое невидимое присутствие на Русской земле и простирала Свой Покров над нею, почему и дерзает наше Отечество называть себя "Домом Пресвятой Богородицы". Наверное, в почитании этого праздника выражается неудержимая тяга человека к Богу, как тянется дитя к своим родителям. Это сыновнее и дочернее детское чувство привязанности к Богу проявляется в стремлении быть всегда рядом, под Покровом, согретым теплом и любовью Матери Божией. Ведь в Евангели мы читаем, как Господь Иисус Христос, вися на Кресте, обращается к Матери Своей, указывая на Иоанна Богослова: "Жено! се сын Твой" (Ин.19,26), а потом говорит Иоанну: "Се Матерь твоя" (Ин.19,27). Церковь усматривает в этих словах указание на то, что Господь наш Иисус Христос в лице святого Иоанна Богослова усыновляет всех нас Своей Матери, вверяет Ей нас под Покров Ее Божественный. Всему человечеству Она стала Матерью.

Русскому верующему человеку надежно и спокойно под Покровом Пресвятой Богородицы, он чувствует себя защищенным физически и духовно, ибо единственно настоящим покровом от холода надвигающейся зимы и холода безбожия, безверия, сатанинской злобы врагов, является Покров Божией Матери. И такие физические явления, как наступление осенних холодов, ибо праздник Покрова празднуется 14 октября, - лишь внешний повод, чтобы об этом еще раз вспомнить и в молитве обратиться к Божией Матери: "Покрый нас честным Покровом и избави нас от всякого зла, молящих Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наши". Искренняя молитва, упование на милость Божию всегда бывают услышаны.

Вспомним события лет давних. В 1395 году "железный хромец" Тамерлан вторгся со своими полчищами в рязанские пределы, взял Елец и направился на Москву. Русское войско вышло ему навстречу. Больше, чем на силу воинскую, надеялись русские на помощь небесную. Так как наступил Успенский пост, великий кн.Василий Дмитриевич распорядился перенести прославившуюся уже многими чудесами Владимирскую икону в Москву. Десять дней продолжалось шествие великой святыни. Вдоль дороги стояли на коленях русские люди и слезно вопияли, простирая руки к иконе: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!" В час встречи иконы в Москве Тамерлану приснился сон. Будто спускаются с горы к нему святители, а над ними в воздухе, в несказанном величии стоит лучезарная Дева, окруженная множеством воинов с огненными мечами в руках. Устремив грозный взор на Тамерлана, повелела Она ему оставить пределы Русской земли, а воины, подняв свои огненные мечи, устремились на него… Мудрейшие толкователи объяснили Тамерлану, что Дева эта есть Матерь христианского Бога, заступница русских, и что сила Ее неодолима. "И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы",- заключает летописец это событие.

И вновь настали страшные времена для государства Русского - так называемое "смутное время". Пресекся род царский династии Рюриковичей, чем и воспользовались враги России. Поляки захватили Москву, шведы хозяйничали в северных областях. В Нижнем Новгороде организовалось ополчение, воодушевленное призывом Козьмы Минина: "Станем все, как один, за Русь Святую, за Дом Пресвятыя Богородицы… освободим Отечество!" Возглавил ополчение глубоковерующий кн.Дмитрий Пожарский, который взял с собой чудотворный образ Казанской Божией Матери. Весь народ возсылал Ей горячие моления. Скорбные мольбы русских людей были услышаны. Христолюбивое русское воинство устремилось на приступ, и 22 октября 1612 г. Кремль был в руках русских, поляки бежали.

В 1812 г. вторгся в Россию Наполеон. При оставлении русскими войсками Смоленска была вывезена чудотворная икона Одигитрия Смоленская. Накануне Бородинского боя эту икону носили по полкам, и воины молились перед нею с глубокою верой. И вскоре Наполеон вынужден был бежать из России, а русские войска, пройдя всю Европу, победоносно вступили в Париж.

Неоднократных чудесных явлений Божией Матери удостоился наш великий молитвенник и подвижник прп.Серафим Саровский. Трижды он получил от Нее чудесное исцеление.

Невозможно исчислить все случаи покровительства и заступничества Божией Матери как отдельным русским людям, так и всему русскому народу в целом. Поэтому именно у нас в России был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы, хотя событие, вспоминаемое в этот день, произошло в Византии. На это ясно указывает церковное песнопение этого праздника: "Владычице, с честными славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики, со архангелы за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшая".

О том, что Покровительница наша не отступила от нас и в дни нынешние, свидетельствует чудесное явление под Москвой 2 марта 1917 года последней у нас чудотворной иконы Божией Матери "Державной", как бы принявшей от последнего русского царя-мученика знаки его власти над Россиею - царскую корону, скипетр и державу. Царица Небесная изображена на этой иконе как Царица Земная.

И опять, как встарь, молим мы Богородицу: "Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой Покров прибегающим…" И как встарь вопием: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!" И Богородица выводит сегодня русский народ, через покаяние, из державы греха и смерти, в Державу Царства Небесного. И наша Православная Церковь не перестает звать нас: "Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению - Покрову Девы. Ускорим на молитву и потщимся на покаяние!.."

Почитание Божией Матери и ее спасительного Покрова, простертого над Русскою землею, Ее многократное заступление за русский народ, выразилось в строительстве храмов в честь Пресвятой Богородицы, в том числе Покровских. Церкви Покрова Пресвятой Богородицы есть и в Петербурге - при Техническом университете, при Школе народного искусства Императрицы Александры Феодоровны, при больнице №15. Строятся церкви Покрова Пресвятой Богородицы в п.Лесное, при в/ч №01630, на пр.Полюстровском.

"Почитание Божией Матери является одной из отраднейших сторон христианства и угаснет только тогда, когда будет вытравлена в душе человеческой жажда материнской любви, материнской ласки и заботы, - писал Е.Поселянин. - Мы нуждаемся в сердце всепрощающем, любящем нас не за то, что мы хороши или приятны, а за то, что мы существуем, что оно нас в себя вместило раз навсегда и уже не сможет от нас отказаться, как река не может не течь и звезда не может не сиять…"

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Протоиерей Александр СОРОКИН, СПб