Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СПАСОВКИ

Медовый спас

Один из основных, двунадесятых праздников христианской Церкви - Преображение - на Руси именуется "Спас на горе" (в память о том, что Господь предстал перед учениками в своем величии и силе, поднявшись на гору) и празднуется в ряду нескольких других дней, объединенных общим характерным названием - Спасовки. Они все отмечаются в августе.

Первый Спас - "Спас на воде", или "медовый Спас" - приходится на 14 августа. "Медовым" прозвали его потому, что по народной примете с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов. По церковному же календарю это день "Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня". Зародился этот праздник в Константинополе: август в тех широтах - самый жаркий месяц, в ту пору усиливались болезни, вспыхивали эпидемии, вследствие чего Церковь установила обычай выносить на улицы города частицу честного древа Креста Господня для освящения города и отвращения болезней. Это совершалось ежедневно до кануна Успения Пресвятой Богородицы. Таким образом, название праздника "происхождение древ" - не совсем точное, и в современном православном календаре он еще именуется "изнесение древ Креста Господня".

Русские исторические источники сообщают о том, при каких обстоятельствах этот праздник был установлен на Руси. 1 августа 1164 года суздальский кн.Андрей Боголюбский и греческий царь Мануил в одно и то же время одержали блестящие победы - первый над камскими болгарами, второй - над сарацинами. Перед этим оба они видели чудесное явление: во время молитвы иконы Спасителя перед тем и другим озарились огненными лучами. В память этой Божией милости и был установлен повелением патриарха Луки, митрополита всея Руси Константина и епископа Ростовского Нестора этот праздник. В этот день на Руси совершались повсеместные крестные ходы, хождения на "Иордань", а в некоторых местах устраивались народные гуляния. В эту же пору подрезали пчелиные соты - существовало поверие, что иначе соседские пчелы выкрадут мед из улья. Принято в этот день святить колодцы, распахивать землю под озимые.

Яблочный Спас

День Преображения Господня отмечался всегда с особой торжественностью. "Яблочным Спасом" этот праздник прозвали оттого, что с него принято было начинать едение яблок и других фруктов. В этот день их принято освящать в церкви. Дни же строжайшего Успенского поста народ прозвал "лакомками", поскольку обильная фруктовая и овощная пища в это время уже способна вполне заменить мясную. Существовал обычай одаривать в этот день яблоками нищих и неимущих. "На второй Спас и нищий яблоко съест". В народе верили, что если у кого умер ребенок, то ему в день Преображения Сама Божия Матерь подарит яблочко, если его родители не позабудут одарить яблоками нищих.

Считалось, что в оставшиеся до Успеньева дня полторы недели необходимо завершить жатву пшеницы и собрать урожай. В Великороссии повсеместно приняты были складчинные пиры, которые сопровождались необыкновенно веселыми хороводами и играми, обрядовыми песнями, в которых восхвалялся урожай. Обычно такие песни заканчивались словами: "Дай Бог и на другой год жать жито и приносить венки".

Спас на полотне

Последний, завершающий Спасовки, праздник следует непосредственно за днем Успения Пресвятой Богородицы и отмечается 29 августа. Церковь отмечает в этот день перенесение в 944 году из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Спасителя - лика, чудесным образом запечатлевшегося на куске полотна, которое Господь лишь на мгновение приложил к Своему лицу.

На Руси "полотняный", или "холщовый", Спас отмечался как истинно народный праздник: кроме обычного, в такой день церковного торжества открывался широкий торг полотнами. Базары в этот день расцветали, как весенние луга, ситцами и миткалями, муслином, шелками, кисеею, бархатом и сукном. На Волге, где было много ткацких промыслов, ходила поговорка: "Первый Спас - на воде стоять, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах холсты продавать".

В оставшиеся до сентября два дня крестьяне, не успевшие забороновать землю под озимые, торопились завершить эту работу. Спешно доделывали скирды сжатой ржи и пшеницы, докашивали овес, засевали озимые. Летняя крестьянская страда с окончанием Спасовок завершалась.

Н.Степанов "Народные праздники на Святой Руси"