Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вселенское Православие

Удел преподобнаго Серафима Саровского в Северной Америке

Основателем и строителем русского монастыря Новое Дивеево под Нью-Йорком является известный пастырь, а впоследствии епископ Андрей (Рымаренко), который сподобился в свое время исповедовать перед смертью старца Нектария Оптинского. Владыка Андрей примером жертвенного служения привлек и объединил множество русских эмигрантов. И теперь у подножия "каменных скал" Нью-Йорка имеется духовный оазис тихой молитвы и иноческого труда.

При Новом Дивеево есть большое православное кладбище, домовая церковь в честь Успения Божией Матери и храм преподобного Серафима. Наружный вид храма был изначально прост и скромен, но постепенно храм достраивался и благоукрашался. Храм - светлый, просторный, уютный. Главными ценностями храма являются: Владимирский образ Божией Матери из Оптиной пустыни - дар последних старцев Киеву; крест из Ипатьевского дома в Екатеринбурге, где была убита святая семья последнего русского царя.

Живопись храма была в свое время сделана к 200-летию рождения преподобного Серафима Саровского, она радостная, светлая, высокохудожественная. В притворе храма - изображения преподобного Серафима, которому и посвящен храм. Здесь батюшка Серафим молится о странствующих русских людях. На другом изображении преподобный как бы идет напутствовать людей грядущих ко Господу. Живопись храма сделана художником Н.А. Папковым, по рисункам и чертежам которого сооружены иконостас, сени и люстра.

В церкви Успения Божией Матери находится одна из великих святынь Дивеева - образ-портрет преподобного Серафима, писанный при жизни угодника Божия. Преподобный Серафим изображен во весь рост на склоне своих лет; правой рукой преподобный опирается на посох, левой, опущенной долу, держит четки. Дивный лик батюшки Серафима остался совершенно неповрежденным от времени. На бледном, изможденном подвигами лице преподобного как бы светятся голубые глаза старца. Старец Серафим смотрит прямо в душу и видит все, сокрытое в ней, и доброе, и злое. В дни прославления преподобного Серафима в 1903 году пред этим образом молилась святая царская семья.

Во время разорения Дивеевской Обители большевиками этот образ был перевезен в Киев, где находился в Набережно-Никольском храме, а в 1943 году он был перенесен в открытый при немцах Покровский храм на Подоле.

При отступлении немцев из Киева образ был вывезен одним русским православным человеком в Лодзь, а затем передан им в Берлинский русский собор, где настоятелем был протопресвитер о. Адриан Рымаренко (впоследствии владыка Андрей).

Во время пребывания в соборе этой святыни, в один из ночных авиа- налетов на Берлин, верующие, вернувшись после бомбежки из бункера, увидели, что зажигательная бомба, пробив купол собора, упала в левый его придел. Стоявшая там плащаница и лежавший на ней образ преподобного были объяты огнем, рядом горели подставка креста и близнаходящийся образ св. Гурия, Амона и Авива. Пожар быстро потушили, и поразительно, что ни плащаницы, ни образа Преподобного совершенно не коснулось пламя, хотя все вокруг обгорело. Прошла ночь. Началось утреннее богослужение, но запах гари не исчезал, а наоборот, все усиливался. Бросились вновь искать, и вот на чердаке собора обнаружили вторую, тлевшую зажигательную бомбу, и едва коснулись ее, как огромный сноп пламени взметнулся вверх. Таким образом 12 часов тлел огонь, но не разгорался. С этого момента уже никогда более собор не страдал, хотя все вокруг него было разрушено.

Когда после Второй мировой войны по неисповедимым путям Божиим хлынул поток русских людей в Америку, с ними прибыла и дивеевская святыня - образ преподобного, а также и другие великие святыни: частица святых мощей прп. Серафима и кусочек его мантии.

Краткая история Нового Дивеева такова. Сначала обитель основалась в небольшом городке Наяк, в часе езды от Нью-Йорка. Вскоре при помощи добрых людей была арендована за 200 долларов в месяц усадьба, куда и перешла обитель из первоначального, совершенно неподходящего для нее помещения.

Строить монастырскую жизнь без собственного угла было рискованно. Ежедневно служили акафист пред Чудотворным Оптинским Образом Богоматери - и совершилось чудо. Неожиданно в соседнем городке Спринг-Вэлли нашлась уже несколько лет пустовавшая усадьба католического женского монастыря, причем выяснилось, что католики готовы отдать всю усадьбу за минимальную сумму - 30 тысяч долларов, но только с обязательным условием, чтобы покупатель ничего бы не мог создать в приобретенной усадьбе такого, что нарушило бы святость бывшего монастыря. Таким образом покупатель - Православная Женская Обитель - вполне подходила требованиям католиков.

Но опять встал вопрос, где достать 30 тысяч долларов? И новая милость Божия! К.Н. Малеев, давший уже раньше зарождающейся обители из своих трудовых, отложенных на старость, сбережений 5 тысяч долларов, отдал все свои оставшиеся сбережения в дар обители, всего около 15 тысяч долларов, а остальную половину необходимой суммы ссудил банк, и покупка была совершена. Обитель утвердилась на собственной земле.

Если проследить путь обители от наемного помещения до благоустроенного, красивого и намоленного монастыря, то нельзя не подивиться милости Божией.

Важной заслугой Ново-Дивеевской обители является то, что теперь православный Нью-Йорк имеет свое русское православное кладбище.

В храме обители находятся исторические святыни-реликвии: два образа Спасителя, принадлежавшие святому государю императору Николаю II, находившиеся с царской семьей в Тобольске и Екатеринбурге. Один - чеканного серебра, с округленными краями, в виде как бы большого медальона с ушком; лик Спасителя древнего письма. Эта родовая святыня всегда сопровождала императора и висела у его изголовья. Второй образ - Нерукотворенного Спаса, писанный на доске. Обе иконы переданы вел. кн. Ксенией Александровной, сестрой императора, Ново-Дивеевской обители, к которой она всегда благоволила, и после ее кончины переданы монахиней Марфой (Масленниковой), одной из верных и преданных ей слуг, Ново-Дивеевской обители.

Строитель и духовник монастыря епископ Андрей (Рымаренко) скончался на праздник святых апостолов Петра и Павла 1978 году и погребен в Новом Дивеево. Память его благоговейно чтится во всем русском зарубежье.

При владыке Андрее число сестер монастыря достигало 50 человек, среди коих было много монахинь, оказавшихся на западе во время Второй мировой войны. Ныне число сестер, к сожалению, значительно уменьшилось и ограничивается всего десятком монахинь. Настоятельница монастыря - мудрая, старая монахиня, игумения Ирина, которая начинала свой монашеский путь в молодых годах еще в Русском Китае. Она лично знала святителя Иоанна (Максимовича) и часто вспоминает его святительские заветы.

Новое Дивеево находится в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, и Первоиерарх этой части Русской Церкви, митрополит Лавр, любит совершать богослужения в этом святом уделе батюшки Серафима Саровскаго.

Инок Всеволод (Филипьев), Джорданвилль, США, 2003 г.