Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Жизнь безконечная

НЕВЕЧЕРНИЙ ЧЕЛОВЕК

Дар детства - первый дар человеку. Опыт ума и зрелость сердца - еще больший дар. Но самое большое благо - это светлая, мирная и мудрая старость.

Зло хотело бы извратить все: детей оно побуждает казаться взрослыми, взрослых оставляет инфантильными умственно и нравственно. Но самое грустное в мире - это боящаяся себя старость. Каким достоинством полон человек, несущий свою старость как дар. Серебро его седин излучает мир. Унизительно бояться своей старости. Такая боязнь - прямое следствие неверной жизни и искания неистинных ценностей.

Счастливую старость готовят себе те, которые знают, что живут не для того, чтобы после смерти исчезнуть навеки, но через временное существование войти в вечное Бытие. В Боге Живом все живо. Оттого так радостно восклицают верующие в Светлую Ночь: "Смерть, где твое жало, ад, где твоя победа? Воскресе Христос, и ты низвергся еси".

Мудрый человек воспринимает каждый свой день и год как самый ответственный и ценный в жизни. Вино делается с каждым годом ароматнее, и душа, насыщаясь земными днями, познает все более высокие ценности, все больше находит чувство жизни, чувство Дома Отца.

Если человек, неверующий в Бога и в высший смысл своей жизни, тупо или цинично, или с ужасом смотрит на разрушение своего тела и близящийся конец своих земных дней, то человек, верующий в Жизнь, данную не для смерти, с трепетом светлой надежды ожидает конца земных дней как наступления полноты своего бытия… Он знает, что стоит пред Полнотой жизни и божественной справедливости - победы над всей несправедливостью и смертностью этого века.

Во втором веке жил в Риме римский гражданин Ерма. Он оставил после себя книгу "Пастырь", которую читали древние христиане во время служб, в наши дни как апостольское послание она читается в храмах. В ярких видениях, ему посланных, Ерма получил пояснение смысла земной жизни. Земная жизнь была названа "зимою". Верующие пренебрегают земной жизнью, но они знают, что она - "зима". Весна впереди. "Вот, - сказано было Ерме, - смотри, зимой все деревья кажутся сухими и мертвыми; но наступит весна - жизнь будущего века - и все расцветет, зазеленеет, и обнаружится ясно, какое дерево было мертвым, а какое имело в себе жизнь". Зимой без листьев все кажется одинаково сухим; но в каком дереве есть жизнь, солнце это покажет весной. Так и в вечности. Проявится в человечестве, кто был духом жив, а кто мертв. Это и есть Суд Божий: для одних - Страшный, для других - Радостный. Сердце доброе даст в вечности "лист и плод свой". В этом мире люди обманчиво, по наружности, кажутся одинаковыми, как деревья зимою. Но наступит весна. Солнце нравственное наполнит всю жизнь мира, и до конца обнаружится, что жило в человеке. Одни обуглятся, другие "воссияют"… Нет ничего тайного, что ни стало бы явным.

Старость от древних времен почиталась. "Почитай лицо старца" (Втор. 28, 50). Апостол Павел дает совет молодому апостолу: "Старца не укоряй, но увещевай" (1 Тим. 5, 1). "В старых мудрость", - говорит Книга Иова… Увы, не во всех, а лишь в тех, которые сами уважают свои седины… А верующие в "диалектику" или в "материю", или в "диалектику материи" - как они могут уважать старость, понимать ее ценность? Материалисты логически должны прийти к выводу, что старый человек - это неизлечимо больной… в сущности, даже не человек, а коллектив умирающих клеточек.

Удивительнее всего то, что можно встретить старых людей, которые сами на себя так смотрят. Вот образ мрака. Но истина в том, что с каждым днем и годом своей жизни мы вступаем все в более ответственные и драгоценные дни.

Здравствуй, старость, утро жизни новой,
Запах зимней зелени еловой.
Здравствуй старость, малое оконце,
Где сияет жизни вечной солнце.
Здравствуй, старость, снег, летящий к раю,
Я тебя уже люблю и знаю…

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)