Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Загляни в себя

БОГОСЛОВИЕ БИЗНЕСА

Бизнес. Ноэль Кунихан, АвстралияСо школьных лет запомнился такой эпизод из книги Ивана Александровича Бунина "Жизнь Арсеньева", - звучал он примерно так. Старый воронежский купец рассказывает: "Мы-то теперь торгуем по-новому, а вот деды наши по-русски торговали. Даст мой дед кому-то в долг и запишет этот долг мелом на стене. Придет срок, дед должнику напомнит один раз. Тот, допустим, не отдаст. Тогда дед через некоторое время еще раз напомнит и опять ждет. Допустим, и во второй раз должник денег не возвращает. Тогда дед в третий раз напоминает и говорит: "Смотри, отдай, - а не то вот ужо я запись о долге твоем сотру со стены - тебе тогда дюже стыдно станет!"

Уже во времена Бунина такие рассказы казались небылицами, - что же говорить о наших днях? Однако, именно сейчас, когда слова "предпринимательство" и "воровство" для всех звучат синонимами, находятся люди, считающие, что бизнес - вещь не греховная по самой сущности своей, предприниматель может и должен быть честным православным человеком и дело его от этого не пострадает. Люди эти - не мечтатели-идеалисты, а серьезные ученые. С одним из таких ученых, доктором экономических наук, профессором Сергеем Алексеевичем Дятловым, координатором общественного движения "Союз православных ученых России", мы встретились, чтобы поговорить о нравственных началах в хозяйственной жизни страны.

- Сергей Алексеевич, сейчас от людей все чаще можно услышать разговоры о "православном предпринимательстве". Но правомерно ли такое словосочетание? Разумно ли вообще говорить о предпринимательстве в связи с православной верой? И почему бы не сказать в таком случае о "православной математике", "православной механике" и т.п.? Вера есть вера, а бизнес есть бизнес, у него свои законы, которые равны для всех, независимо от вероисповедания.

- Вы подменяете понятия, ставя вопрос таким образом. Предпринимательство, или шире - экономическая деятельность, это одна из форм общественной жизни человечества. Общественной, понимаете! А все, что происходит в обществе, должно регулироваться законами морали - не так ли? Взгляды на мораль у разных людей, без сомнения, различны, но для нас-то, православных, ясно, что только Божие откровение и учение православной церкви являются источником истинных понятий о нравственности. Итак, человек, решивший заняться экономической деятельностью, предпринимательством, обязан руководствоваться, в первую очередь, нравственными правилами, которые едины для всех видов общественной жизни. Ведь Бог сотворил мир целостным, в нем все взаимосвязано, и, строго говоря, мы не можем точно определить, где кончается нравственность и начинается "чистая экономика". Они неразрывны, просто нравственность существует на более высоком уровне, и законы управления хозяйством - это всего лишь частный случай общего морального закона. Получается, что Православие не приносит в экономику каких-то новых правил: оно просто подчиняет эту частную сферу человеческой деятельности более общим требованиям. А раз подчинившись этим требованиям, ты уже не сможешь относиться к бизнесу, как к простому наживанию денег - любыми способами. Некоторые средства сразу отпадут для тебя - например, взимание грабительского процента с должников и т.д.

- Выходит, что все очень просто, и ничего принципиально нового тут нет. Речь идет о простой человеческой порядочности?

- Да, - это было известно испокон веку. Теперь взгляните: предпринимательство, хозяйствование, экономика - все это было свойственно человечеству с самых первых его шагов. Адам и Ева возделывали Эдем, следили за ним, заботились о нем - разве это не хозяйственная деятельность? А ведь они занимались ею по завету Самого Бога. Выходит, Бог изначально предписывает человеку заниматься хозяйством, - так можно ли себе представить, что дело, порученное Богом, не регулируется нравственным законом? Этого быть не может ни в коем случае. Взгляните дальше: из десяти заповедей, данных Моисею на горе Синай, шесть можно отнести к хозяйственной жизни: "Не укради", "Не пожелай имущества ближнего", и так далее… А если мы возьмем Второзаконие, то увидим, что здесь способы хозяйствования регламентируются так подробно, как ни в одном уставе предприятия. Делается это именно с целью дать нравственную, религиозную базу для экономической деятельности человека. И не только для этого, но и для помощи человеку. Ибо из дела, из предприятия только тогда и выйдет толк, когда оно основано "на камени веры".

- Вы хотите сказать, что самые нравственные способы ведения хозяйства - они же и самые эффективные?

- Разумеется! Ведь любой православный человек знает: исполняя заповедь, мы не просто "следуем писаному закону" - нет, мы еще и поступаем наиболее мудрым и наиболее целесообразным способом. И если современный бизнесмен, решивший заниматься предпринимательством, руководствуется не этими заповедями, а, скажем, пословицей "Не обманешь - не продашь", что выйдет из его бизнеса? Умножение мирового зла, а вовсе не повышение общественного благосостояния. Преступление Божиих заповедей - это везде грех, в том числе и в хозяйственных взаимоотношениях, и никакими объективными законами бизнеса их не оправдаешь. Ты можешь, конечно, разбогатеть неправедно, но принесет ли тебе счастье твое богатство? И принесет ли оно счастье твоим потомкам? И насколько долго оно сохранится? Посмотрите на самую богатую страну мира - на США. Что дает американцам их богатство? Первое место по самоубийствам, первое место по количеству страдающих болезнью Дауна, национальное вырождение… Ведь среди тех, кто сейчас двигает науку в США, практически нет коренных американцев - все это переселенцы в первом и во втором поколении. Сами же американцы не способны уже ни на что толковое. Вот вам плоды неправедного богатства. Если деньги заработаны грехом, то грех на них и остается.

- Как это понять?

- А чтобы понять получше, давайте разберем, что такое деньги. Многие ученые пытались выдвинуть свою теорию стоимости, определить, что является ее субстанцией, то есть какая именно реальность выражается через стоимость. Труд? Усилия, затраченные на выполнение определенной работы? Но ведь трудиться могут и животные. Или, может быть, в стоимости выражена та способность, которая позволяет человеку трудиться творчески, - определенная сила души, возводящая человека к Богу, - Божественное вдохновение? Ценен лишь тот труд, что совершается с душой, творчески - неважно, научная ли это деятельность или копание земли. Выходит, что стоимость - это оценка творческой силы человеческой души. Однако, сила души может как возводить человека к Богу, так и низводить ко греху: души-то у всех разные. Эта направленность человеческого порыва - светлая или темная - запечатлевается как в продуктах труда, так и в деньгах, заработанных трудом. Деньги - те же хранители информации, они, может быть, и не пахнут, но информацию в себе несут и передают окружающим: информация ведь так же неуничтожима, как и энергия. Я студентам на лекциях задаю такой вопрос: "В чем сходство между банкнотой и дискетой?" Верный ответ таков: и дискета, и банкнота несут в себе информацию; как компьютер считывает информацию с дискеты и переписывает себе на жесткий диск, так и компьютер нашей души считывает информацию с полученных нами денег и переписывает ее на жесткий диск сердца. Простите меня, конечно, за такие сравнения: они, возможно, шокируют кого-то, - но вот вам рассказ из жития одного старца - он полностью подтверждает мои слова. Этот старец был игуменом, и однажды в его монастырь пришел богач, желающий сделать пожертвования. Всем монахам он раздал по сребренику, а игумену дал золотой. На следующую же ночь игумену снится сон: монахи его трудятся в поле - вырывают колючее терние, и всем им выделены равные участки земли; участок же, отведенный игумену, - вдвое больший, чем у простого монаха. И слышит старец голос: "Иди же и ты в поле, отрабатывай свой золотой!" Наутро старец собрал братию и сказал: "Молитесь, чада: вчерашний наш жертвователь вместе с деньгами отдал нам свои грехи!"

- Теперь понятно: богатство, полученное нечестным путем, это хранилище овеществленного зла, а зло добра не принесет, и надежды на такое богатство тщетны.

- Да, да!.. Накопление такого богатства - это путь вверх по лестнице, ведущей вниз: думаешь, что поднимаешься, а на самом деле - опускаешься!..

- Но скажите, Сергей Алексеевич, не скрывается ли корень зла в самих механизмах предпринимательства? Скажем, банки: ведь это, фактически, ростовщические конторы, а ростовщичество всегда осуждалось религией. Не есть ли банк - изначально безнравственное учреждение?

- Изначально банк существует для инвестирования средств в производство - где тут безнравственность? Не нужно подменять понятия! Одним и тем же средством можно пользоваться как во благо, так и во вред. Если сегодня банки заняты зачастую просто преступным бизнесом, то это еще не значит, что от них и идет все зло. Корень зла всегда скрыт в человеческом сердце - только там. Мы, православные ученые, православные экономисты, открыто говорим: современная экономическая система порочна, безнравственна. Это ко всему миру относится, но к России - в первую очередь. Почему же так получилось? Потому ли, что у нас применяются какие-то неправильные хозяйственные механизмы? Или потому, что общество морально заблудилось? И у рядовых граждан, и - что особенно страшно, - у руководства, нет правил, нет цели, нет единства. А ведь незнание законов морали точно так же не освобождает от ответственности, как и незнание юридических законов. Согрешил - будешь наказан, вот и все. Государство же грешит тогда, когда перестает отвечать перед Богом за народ, когда перестает оберегать его от зла, наказывать зло. Но всем известно: если ты не наказал зло - значит, ты тем самым наказал добро. А для того чтобы наказать зло, нужно для начала хотя бы понимать, что это такое. А чтобы понимать, что такое зло, нужно иметь твердый моральный критерий, который невозможно получить вне веры, вне Бога. Мы, православные ученые, отнюдь не предлагаем изменить существующий строй, выдумать новые экономические законы, отказаться от предпринимательства - вовсе или частично. Мы хотим лишь одного: восстановить в обществе утраченную связь с Богом. Если это случится, тогда и при существующем режиме жизнь - в том числе и экономическая жизнь - войдет в нормальную колею. Понятно, что такие повороты не совершаются быстро - это не революция, не путч. Шаг за шагом - тактика маленьких шагов, небольших побед, постепенного продвижения вперед…

- А какой идеал вы ставите перед собой? Был ли в истории России период, о котором можно сказать: вот когда хозяйственная жизнь полностью строилась на заповедях Божиих?

- Странные вы вещи говорите: рай на земле невозможен и никогда не существовал, - если конечно, исключить историю человечества до грехопадения. Идеальных времен никогда не было. Но было время, когда вся Россия была православной, когда и купцы, и работники, и предприниматели боялись Бога и стремились в своей деятельности не идти против Его воли. Насколько это было в их силах, конечно. Был ведь и "Домострой" написан - удивительная программа православной жизни - и хозяйственной в том числе: домостроевские экономические принципы хоть сейчас годятся в дело, а все потому, что просто в них во главе угла - нравственный закон. Было и развитие идей "Домостроя" - например труд замечательного русского экономиста XVIII века И. Т. Посошкова "О скудости и богатстве", была и работа А. А. Сумарокова "О домостроительстве". Все это русский, православный взгляд на предпринимательство, основанный на признании верховенства Божественного закона над всеми прочими законами человеческой жизни. Но, конечно, и во времена "Домостроя" существовали безчестные, жадные, хитрые люди - и все это так или иначе отражалось на общей картине. Как я уже писал однажды в журнале "Экономика и управление", "Христианское домостроительство шире и выше земного, и оттого оно не может отождествляться ни с одной, даже с самой возвышенной политической или экономической системой". Не нужно - да и невозможно! - слепо копировать прошлое; не нужно создавать футуристические прожекты. Мы должны взять из прежних веков их духовную православную традицию и подчинить ей достижения современной информационно-коммуникационной революции. И тогда мы увидим, что одно не противоречит другому, но современное бытие точно так же способно подклониться под Божий закон, как и бытие первых христиан или ветхозаветных патриархов.

Тел. (812) 235-16-32.
E-mail: sofiaru@front.ru

Григорий МАМАЕВ