Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Я — русский

ПОЧЕМУ МЫ ОТСТАЕМ ОТ «ПРОГРЕССА»?

фото А. Гнедича

Известный российский журналист Владимир Познер считает, что беда России вовсе не в дураках и дорогах. "Беда России - пагубная роль Русской Православной Церкви, - заявил он. - Православие было тормозом развития страны. Сравните хотя бы православные Россию, Грецию и Болгарию по уровню благосостояния и развития демократии с протестантскими странами Скандинавии, с Великобританией или Германией, даже с католическими Францией или Италией… Россия отстает от всех прочих христианских неправославных стран Европы".

Всякая культура религиозна, ибо начало ее бытия - в культе. История не знает безрелигиозного народа, и потому не существует безрелигиозной культуры. По культуре можно судить о религии этой культуры, что особенно важно сейчас для тех, кому трудно понять разницу между христианскими конфессиями и кто полагает, что разница эта незначительна. Культура формирует человека и его отношение к жизни. Это нечто такое, что исходит из недр души народа, являет древнее, мудрое понимание жизни. Можно сказать, что культура - это моя душа, которая вмещает дух предков. Они любовно передали мне тяжкий и счастливый опыт прожитых лет - грехи и подвиги, беды и победы. Это мое прошлое, на основе которого формируется мое будущее, т.е. в культуре обязательно проявляются характерные черты народа, они будут непременно повторяться и закрепляться через меня и моих детей. Эти доминирующие духовные черты народа и составляют главную характеристику его культуры.

Православная культура России характеризовалась ярким проявлением стремления к святости, т.е. способностью русского человека жить на земле с глазами, устремленными к небу. В самую сущность русскости входит мечта о духовном совершенстве и помысел о спасении души. Это наложило печать на все проявления жизни народа - на политику, экономику, науку, искусство. Печаль по красоте жизни - преобладающее переживание русских людей. Нынче это кажется "непрактичным" и вызывает нарекания со стороны прагматиков. Но западная культура протестантизма, поставив во главу угла прагматизм, изъяла многие из тех понятий, что составляют богатство души и даже смысл жизни человека, потому можно сказать, что современная культура Запада - скорее антикультура. Не уравновешенный духовным началом прагматизм оказался в итоге… непрактичным, ибо тягой к обогащению и техническому прогрессу поставил человечество на грань выживания.

В этом смысле Православие проявило разумную сдержанность, сосредоточив основное внимание на поиске духовного богатства, высшей разумности, сдержанного отношения к страстям. Православие как культура есть вертикальное измерение жизни, что означает культивирование совести, благородства и жертвенности. Выявляя в человеке человеческое, Православие высвечивает глубинные стремления души к вечности, к Богу, и потому оно как бы на втором плане оставляет заботу об удобствах жизни. Этим и объясняется наше отставание от прогресса, который, кстати сказать, на наших глазах изживает себя. Организация потребительского образа жизни привела к плачевным результатам - возможности современной науки, высокие технологии и экологический кризис находятся в прямой зависимости. Вот и предел горизонтального измерения жизни.

Незнание своей культуры, недооценка, непонимание значимости православных ценностей - первая причина всех неустройств как в душе отдельного человека, так и в семье, и в государстве. Удивляет, что православная культура находится в забвении у так называемых культурных людей, что ею пренебрегают те, кто ее совсем не знает, и даже не хочет, или боится знать. Но, пренебрегая знанием своей культуры, мы отвергаем то, что составляет суть нашей жизни. И будь даже наша культура ущербной, и тогда культурному человеку следовало бы ее знать. Своей культурой дорожат все здравомыслящие люди, и особенно, когда она незначительна. Но культура Православия - одна из ведущих в мире, способствовавшая духовному процветанию многих народов. Образцы православной культуры в почитании у всего истинно культурного мира. Недоумение вызывает равнодушие к знанию своей культуры при живом интересе к культуре других народов. Разумнее сначала познавать родное, ибо знание своей культуры - фундамент, позволяющий оценить качество любой другой культуры, что невозможно без сравнительного анализа и ведет к ошибкам.

Сегодня нас, утративших свою культуру, перестраивают на восприятие иной - западной, американской. Это абсурд. Поменять культурный фон жизни - значит поменять себя, что невозможно. Себя можно только утратить, потерять. Известный русский философ И.Солоневич, рассматривая практику жизни различных народов и исторически сложившиеся культурные типы, утверждает, что никакой культурный тип не может быть жизнеспособным при изменении духовных установок. Жизнь в чужой культуре будет прозябанием или духовной гибелью. Как можно жить чужим умом? смотреть на мир чужими глазами? Раньше ставили эксперименты по созданию нового, советского, человека. Известно, что из этого вышло. Сегодня проводят иные опыты, смысл которых - приспособить человека к технократической эпохе, развенчать его духовность, нравственность, поработить страстями и сделать рабочим скотом.

И на пути этих устремлений стоит православная вера и культура. Все лучшее в ней утончает, образовывает человека. Эта культура учит следовать не за чужим, за внешним, а за своим, за внутренним. Исповедуя Православие, мы способны преодолеть любые горести и ошибки, грехи и пороки - восстать из пепла.

Протоиерей Иоанн ГОНЧАРОВ