Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

КАПИТАЛ БЛАГОДАТИ

Прп. Серафим Саровский. Конец 1860-х — 1870-е годы. Неизвестный художник19 июля 1903 года, через 70 лет после кончины прп.Серафима, состоялось его прославление. С великим торжеством его мощи были открыты и положены в заранее приготовленную раку. Незадолго до прославления святого была найдена и напечатана "Беседа прп.Серафима Саровского о цели христианской жизни".

Из беседы св. преп. Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым о стяжании Духа Святаго.

Молитва, пост и бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако, не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя и они служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего. Пост же и бдение, и молитва и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божиего. Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: "Всяк иже не собирает со Мною, той расточает" (Мф.12,30).

Доброе дело иначе нельзя назвать, как собиранием, ибо хотя оно и не ради Христа делается, однако же добро. Писание говорит: "Во всяком языке бойся Бога и делаяй правду, приятен Ему есть" (Деян.10,35)… Но тем и ограничивается эта приятность Богу дел добрых не ради Христа делаемых: Создатель наш дает средства на их осуществление. За человеком остается или осуществить их, или нет… Воспользуется человек приятностью Богу дела своего, не ради Христа сделанного, и уверует в Сына Его, то такого рода дело вменится ему, как бы ради Христа сделанное и только за веру в Него. В противном же случае человек не вправе жаловаться, что добро его не пошло в дело…

Стяжание все равно, что приобретение… Ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Так все равно и стяжание Духа Божия. Ведь вы понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или наживание денег… Стяжание Духа Божия есть тот же капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и денежный, чиновный и временный, приобретается одними и теми же путями, очень сходственными друг с другом. Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос, уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплей, и говорит всем нам: "Купуйте, дондеже прииду, искупующе время, яко дние лукавы суть" (Еф.5,16), то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары - это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятаго Духа. В притче о мудрых и юродивых девах, когда у юродивых недоставало елея, сказано: "Шедши купите на торжищи" (Мф.25,10). Но когда они купили, двери в чертог брачный были уже затворены, и не могли войти в него. Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них прижизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильно. Какой же это у них был недостаток в добрых делах, когда они хоть юродивыми, да все же девами называются? Ведь девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей. Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятаго Духа Божиего не доставало. Творя добродетели, девы эти, по духовному своему неразумию полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы, де, добродетель и тем, де, и дело Божие сотворили, а до того получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было… За то-то они и названы были юродивыми, что забыли о необходимом плоде добродетели, о благодати Духа Святаго, без Которого и спасения никому нет и быть не может, ибо "Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеет же троическим единством священнотайне". Сам Дух Святый вселяется в души наши, и это-то самое вселение в души наши Его, Вседержителя, и сопребывание с духом нашим Его троического единства и даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святаго, которое и предуготовляет в душе и плоти нашей престол Божиему и всетворческому с духом нашим сопребыванию, по непреложному слову Божиему: "Вселюся в них и похожу, и буду им в Бога, и тии будут в людие Мои"…

Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому, что она как бы всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа. Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла; захотели бы нищему подать, да нищего нет, либо нечего дать; захотели бы девство соблюсти, да сил нет этого исполнить по сложению вашему или по условиям вражеских козней, которым вы по немощи человеческой противостоять не можете; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да тоже сил нет, или случая сыскать не можно. А до молитвы это уже никак не относится: на нее всякому всегда есть возможность - и богатому, и бедному, и знатному и простому, и сильному, и слабому, и здоровому, и больному, и праведнику, и грешнику… но и тут надобно молиться лишь до тех пор, пока Дух Святый не сойдет на нас в известных Ему мерах небесной Своей благодати. И когда благоволит Он посетив нас, то надлежит уже перестать молиться. Чего же молиться Ему: "Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси Блаже, души наша", когда уже пришел Он к нам, во еже спасти нас, уповающих на Него и призывающих Имя Его святое воистине, т.е. с тем, чтобы смиренно и с любовью встретить Его, Утешителя, внутрь храмин душ наших, алчущих и жаждущих Его пришествия…

Стяжевайте благодать Духа Святаго и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают. Собирайте капитал благодати благодатных избытков благости Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных и не по четыре или по шести на сто, но по сту на один рубль духовный, но даже ещё того в безчисленное число раз больше. Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь; более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте. Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов. Так, когда не был я еще в монастыре, мы, бывало, торговали товаром, который нам больше барыша дает. Так и вы поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы лишь только торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое доброе дело делать. Хотя апостол и говорит: "Непрестанно молитеся" (1Фес,5.17), но да ведь, как помните, и прибавляет: "Хочу лучше пять словес рещи умом, нежели тысящи языком" (1Кор.14,19). И Господь говорит: "Не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи! спасется, но творяй волю Отца Моего" (Мф.7,21), т.е. делающий дело Божие и притом с благоговением, ибо "проклят всяк, иже творит дело Божие с нерадением" (Иер.48,10). А дело Божие есть: "Да веруете в Бога и Его же послал есть Иисуса Христа" (Иоан.6,29). Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, т.е. вящем приобретении обильнейших даров Духа Святаго.

Так желал бы я, чтобы и вы сами стяжали этот присно неоскудевающий источник благодати Божией и всегда рассуждали про себя, в Духе ли Божием вы обретаетесь или нет, и если - в Духе Божием, то, Благословен Бог! - не о чем горевать: хоть сейчас - на Страшный Суд Христов! Ибо "в чем застану, в том и сужду". Если же - нет, то надобно разобрать, отчего и по какой причине Господь Бог, Дух Святый, изволил оставить нас, и снова искать и доискиваться Его и не отставать до тех пор, пока искомый Господь Бог Дух Святой не сыщется и не будет снова с нами Своей благодатью. На отгоняющих же нас от Него врагов наших надобно так нападать, покуда и прах их возьмется, как сказал пророк Давид: "Пожену враги моя и постигну я, и не возвращусь, дондеже скончаются, оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногами моима" (Пс.17,38-39).

Еще должен я, убогий Серафим, объяснить в чем состоит различие между действиями Духа Святаго, священно тайне вселяющегося в сердца верующих в Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и действиями тьмы греховной, по наущению и разжению бесовскому воровски в нас действующей. Дух Божий воспоминает нам словеса Господа нашего Иисуса Христа и действует едино с Ним, всегда тождественно, растворяя сердца наши и управляя стопы на наши на путь мирен, а дух лестчий, бесовский, противно Христу мудрствует, и действия его в нас мятежны, стропотны и исполнены похоти плотской, похоти очес и гордости житейской…

Когда Дух Святый сходит к человеку и осеняет его полнотой Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Это та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем: "Жена егда рождает, скорбь имать, яко прииде год ея; егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко человек родися в мир. (Иоан.16,21) В мире скорбни будете (Иоан.16,33), но егда узрю вы, возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возьмет от вас (Иоан.16,22)". Но как бы ни была утешительна радость эта, которую теперь вы чувствуете в сердце своем, все-таки она ничтожна в сравнении с той, про которую Сам Господь устами Своего апостола сказал, что радости той "ни око не виде, ни ухо не слыша, ни на сердце человеку не взыдоша благая, яже уготова Бог любящим Его" (1Кор. 2,9). Предзадатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душах наших, то что сказать о той радости, которая уготована там, на небесах, плачущим здесь, на земле?!. Теперь за вами дело, чтобы, труды к трудам прилагая, восходить нам от силы в силу и достигнуть меры возраста исполнения Христова, да сбудутся на нас слова Господни: "Терпящие же Господа, тии изменят крепость, окрилатеют, яко орли, потекут и неутрудятся, пойдут и не взалчут, пойдут от силы в силу, и явится им Бог богов в Сионе разумения и небесных видений…" (Ис.40,31) Вот тогда-то наша теперяшняя радость, являющаяся нам вмале и вкратце, явится во всей полноте своей, и никтоже возьмет ее от нас, преисполняемых неизъяснимых пренебесных наслаждений…