Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Со-бытие

ТАК ДА СВЕТИТ СВЕТ ВАШ ПРЕД ЛЮДЬМИ (Мф. 5, 16)

Сочинение. Н.П. Богданов-БельскийМы говорим: "Учение — свет, неученье — тьма", ученого человека называем "просвещенным", неученого — "темным"… Раньше в верности этих слов никто не сомневался: наука казалась единственным светильником миру. Сегодня уверенность во всемогуществе научного знания поколебалась: слишком многие современные проблемы наука решить не может. И вот, в поисках выхода из тупика, ученые обратились к Святому Писанию. В Евангелии сказано: "Смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?" (Лк. 11, 35).

"Мы стремимся обновить свой подход к науке и в основу своей работы положить Слово Божие, подчинить ему всю методологию научных исследований. Наука слишком долго была оторвана от подлинного Источника всякого знания, слишком долго изучала тварь без оглядки на ее Творца — и теперь пожинает плоды собственной гордыни", — этими словами доктор экономических наук, профессор Сергей Алексеевич Дятлов открыл научную конференцию "Православные ученые — России". Конференция была организована существующим в Петербурге общественным объединением "Союз православных ученых России". Подобный научный форум в нашем городе собирается впервые, и желающих выступить оказалось немало.

Говорили о том, что престиж науки вообще и русской науки в частности пошатнулся. Почему это случилось? Разве наши ученые так плохи или их вклад в мировую науку мал? Леонид Александрович Майборода (доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР) говорил, что во всем мире сейчас идет борьба за приоритеты: каждая страна хочет иметь своих героев науки. Известно, что 90% лауреатов Нобелевской премии — американцы, хотя все ученые там — пришлые. Что касается нас, русских, то в мировых энциклопедиях по истории науки присутствует только две русских фамилии: Д.И. Менделеев и С.В. Ковалевская, причем фамилия Менделеева — отца современной химии — в энциклопедиях фигурирует лишь как часть словосочетания "Периодическая таблица Менделеева". О самом ученом — ни слова. А как быть с другими светилами русской науки, такими как А.Т. Болотов? Один немецкий профессор в начале ХХ века сказал по поводу его трудов: "Наука о земледелии в России ушла так далеко вперед, что вскоре немцам придется переходить на русский язык". Вспомним и кибернетику, основы которой в начале ХХ века, задолго до Норберта Винера, заложил русский ученый А. Богданов, и В.М. Глушкова — выдающегося, не превзойденного во всем мире теоретика вычислительной техники…

Русская наука чувствует себя неправедно обиженной, но, возможно, что ее кризис — только часть общего кризиса, охватившего все российское и — шире — все мировое общество? На это указал в своем выступлении Владимир Борисович Слезин (доктор биологических наук, кандидат математических наук). Он заявил, что современное общество неизлечимо больно; в мире развивается болезнь общества — социопатия. Христианская культура губится рационализмом. Рационализм превращает в ничто не только все великое, но и простые основы общественного бытия. Неразумным стало самопожертвование, безкорыстие, самоограничение, нерациональна, в конце концов, даже забота о продолжении рода. Женщины перестают рожать, ибо это затратно и не дает немедленной окупаемости. Обыватель признает нерациональным все, что не ведет к его ублажению, — следовательно, рано или поздно, он оправдает в своей душе пьянство, разврат и даже наркоманию. Рациональным представляется самоубийство, потому, что это наименее затратный способ ухода от жизненных проблем: число самоубийств возросло в нашей стране в 12 раз. Рационализм, прикрываясь маской трезвого, реалистического взгляда на мир, губит саму жизнь человеческую. Его пытаются представить как прогрессивное течение, но кто сказал, что прогресс и благо тождественны? Паралич тоже бывает прогрессивным, однако никто его благом не считает. Рационализм — это прогрессивный паралич личности. С древности известно: личностью является человек, способный отказаться от какого угодно сиюминутного блага во имя высших интересов. Свобода, как показывает история ХХ века, — это разрушительная, размывающая и общество, и личность, сила. И общество, и личность могут жить только в условиях дисциплины и признания над собой высших духовных ценностей. В первую очередь, это требование относится к школе, где пытаются провести в жизнь принцип "разрешительного воспитания". Если это случится, с системой образования будет покончено. Напротив, дисциплина нужна в школе более, чем где-либо еще, и оживить эту дисциплину может только прививаемое ученикам понятие о высших ценностях. Лучше всего этого добиться преподаванием закона Божьего; однако, духовным ориентирам должно быть подчинено все обучение, даже уроки физкультуры — надо проводить эстафеты, где личная победа одного оборачивается победой всей команды.

Наука и образование связаны неразрывно. Поэтому о проблемах современной педагогики на конференции говорилось много. Марина Александровна Куртышева (ст. преподаватель Петербургского гуманитарного университета профсоюзов) рассказывала об исследованиях, проводимых группой психологов в школах Петербурга. За прошедший учебный год они обследовали большое количество детей младшего школьного возраста. Изменения по сравнению с недавним прошлым — ужасающие: каждый третий мальчик и каждая пятая девочка не видят смысла в продолжении своего существования. "Держаться больше нету сил!" — поется в одной популярной ныне молодежной песне, и слова эти очень точно выражают состояние душ наших младших школьников. Еще одна перемена: если раньше ребенок, страдая от неудач в учении и в общественной жизни школы, искал поддержки в семье, то теперь, страдая от недостатка любви, от своих ссор с родителями и ссор родителей друг с другом, от тяжелого материального положения семьи, ребенок ищет поддержки в школе. Однако, трудность в том, что современная школа — плохая подмога. Учителя пасуют перед лавиной навалившихся на них проблем. И оставшиеся без поддержки дети теряют интерес к жизни. Распространение наркотиков вызвано не столько желанием "получить кайф", сколько нежеланием жить в этом мире. Отсюда же и компьютерная зависимость; 70% детей в современных школах — компьютерозависимы. Да и как может быть иначе? Вот что показали опросы в одной из петергофских школ. Сто(!) процентов преподавателей сказали, что дети не желают учиться. И сто процентов учеников в этой же школе сказали: "Мы учимся так плохо потому, что учителям наша учеба не нужна". И дома, и в школе они никому не нужны, а значит, и им ничто и никто не нужен. Первоклассники, с желанием и интересом приходящие в школу, быстро оценивают положение — и теряют интерес к учебе. Новое поколение, как показывают исследования, растет более тонкое, более талантливое, чем целый ряд предыдущих — и оно губится на корню. А в школах устанавливаются игровые автоматы. Делается это как будто бы для того, чтобы улучшить быт школьников, сделать его интереснее, — что же в результате? В одной школе писали сочинение на тему "Твоя школа через 15 лет". Дети написали: "Через 15 лет нашей школы не будет: либо мы ее взорвем, либо она сама взорвется".

Проблема школьного образования одинаково близка и науке, и Церкви. Науку в школе интересует процесс получения знаний, Церковь — воспитательный момент, однако противоречия тут нет, ибо знания и мораль неразделимы. О церковной, православной концепции образования говорил на конференции протоиерей Александр Зелененко, председатель Епархиального Отдела религиозного образования и духовного просвещения. По его мнению, педагогика, в ее христианском понимании, должна основываться на триединстве: Семья-Школа-Церковь. Семья дает основы воспитания, дает душе ребенка верное направление, отец и мать способствуют доброму возрастанию своего чада, окружая его любовью и направляя своим примером. Но семья не может брать на себя образовательную задачу. Для этого существует школа. Она дает ребенку знания об окружающем мире, заботится о расширении его кругозора, учит его существованию в человеческом обществе, подготавливает его вхождение в мир взрослых взаимоотношений. Но чтобы не захлебнуться во взрослом мире, чтобы не поддаться на его греховные приманки — существует Церковь. Она венчает своим окормлением дело воспитания ребенка и формирования его души. Таким образом, педагогическая эстафета передается от семьи к школе и далее, к Церкви. Но важно, чтобы все звенья этой цепочки сознательно и целенаправленно взаимодействовали.

Православная педагогика должна строиться на пяти основах: 1) Христоцентричность, когда в основу воспитания ставится Евангельская проповедь; 2) Эглезиоцентричность — когда воспитание предполагает непременное участие в церковных таинствах; 3) Педоцентричность — когда педагогика существует для ребенка, а не ребенок для педагогики; 4) Единство нравственности и педагогики; 5) Аскетизм как основное условие воспитания. Последнее требование особенно важно, ибо устремленность современного общества к комфорту превращается в настоящее "комфортобесие".

Прозвучали на конференции и выступления педагогов-практиков. Александр Иванович Парамонов, ректор московского Института открытого бизнес-образования, подчеркнул, что, несмотря на такое название института, то, что студенты там изучают, бизнесом отнюдь не является. Учащимся даются основы православного русского предпринимательства, а оно не имеет с бизнесом ничего общего: целью его является не получение прибыли, а развитие производства. Заметим, что предпринимательство в его чистом виде существовало лишь в одной стране мира — в дореволюционной России, и традиции его не изучены до сих пор никем… Что касается современных проблем — сотрудники Института разрабатывают проект использования Интернета для внешкольного обучения. Сейчас Интернет является разрушающей силой в жизни современной молодежи, но поскольку закрыть доступ к нему невозможно, следовательно, нужно обезпокоиться таким вопросом: куда пойдет молодой человек, попав в Интернет, и к кому он пойдет, выйдя оттуда? Не секрет, что сеть предоставляет прекрасную возможность для дополнительного образования. Известно, что во времена СССР в стране действовала Малая Академия наук, где школьники могли заниматься настоящей научной работой. Эта академия показала свою эффективность. Сейчас Институт открытого бизнес-образования осуществляет проект возрождения Малой Академии на основе Интернета. Занятия могут проводиться как с большими Интернет-аудиториями, так и индивидуально, чтобы каждый российский школьник мог подобрать именно ему подходящего научного руководителя. Создатели проекта не идут наперекор иным попыткам возрождения Малой Академии наук, но поддерживают и дополняют их.

Два дня продолжалась конференция православных ученых, и мы смогли ознакомить вас лишь с небольшой частью сделанных на ней докладов. Важно отметить, что все собравшиеся настроены продолжать совместную работу, сделать проведение таких конференций традицией, чтобы авторитет Православия среди ученых рос, и основы нашей веры действительно стали бы составной частью методологии научных исследований.

Алексей БАКУЛИН