Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вселенское Православие

2. ТИХАЯ МОЛИТВА ПРАВОСЛАВНОЙ АМЕРИКИ

Паломничество в Свято-Тихоновский монастырь в Пенсильвании

Инок ВсеволодВернемся в Свято-Тихоновскую обитель. Из книжной лавки мы под руководством добрейшего о.Никодима проследовали в монастырский музей. Там хранится множество церковных святынь. В частности, предметы облачения свт.патриарха Тихона и игуменский жезл первого настоятеля монастыря, иеромонаха Арсения. На кладбище мы не попали, так как оно с головой завалено снегом. Полюбовавшись на заснеженные кладбищенские кресты, мы проследовали в братский корпус, где состоялась беседа с настоятелем обители, архимандритом Тихоном - смиренным иноком-американцем, а также со старцем Илларием. Примечательно, что о.Тихон ввел меня в монастырскую трапезную как раз в тот момент, когда архимандрит Илларий говорил молодому труднику следующее: "Отец Александр Ельчанинов прекрасно написал в своем дневнике, что случайных встреч не бывает". Отец Илларий потом долго дивился, что наша встреча совпала именно с этими его словами.

Мы побеседовали с о.Илларием. Говорил он с радостным духовным подъемом. Видно было, что у него добрый и веселый нрав, доброжелательность, большая степень заинтересованности в людях вообще и открытый интерес к каждому собеседнику. Он не утратил способность по-детски стесняться, тихо радоваться душой и смеяться глазами. И эти его личностные способности в сочетании с обликом строгого седовласого старца создавали незабываемый портрет. Из беседы выяснилось, что батюшка - истинный монах, посвятивший жизнь на служение Православной Церкви. Вот что рассказал нам о.Илларий, перемежая русскую и английскую речь:

"Я не русского происхождения. Мать - итальянка, отец - ирландец. Мы жили в 120 милях от Чикаго, в Мичигане, на ферме. Недалеко жили русские, а там был русский храм, а настоятелем служил о.Петр Ведерко. Царство ему Небесное. Мои родители были только по имени христианами, но ни в какую церковь не ходили. Тогда я сам стал ходить в русский храм, и мне там очень нравилось. А священник мне говорил: "Наша Церковь умирает, потому ходи в Церковь своих родителей". Так я и стал ходить в римско-католическую церковь, а со временем сделался монахом-бенедиктинцем. Первой книгой православного священника, которую я прочел в бенедиктинском монастыре, была книга отца Александра Ельчанинова "Записки". Я был маленьким, когда этот священник умер, но то, что он написал, свидетельствует, что Православная Церковь не умирала и не умерла, вопреки тому, что говорил отец Петр. Так, в 1952 году я вторично открыл для себя Православие, но сразу я не ушел из католицизма. В 1954 году я был посвящен в монахи-бенедиктинцы. Вскоре я принял Православие и в 1959 году, более сорока лет назад, стал православным монахом.

Сейчас в нашем монастыре 11 монахов, а когда я пришел, было восемь. Нас было мало, и нас отправляли служить на приходы. Я был восемь лет на приходе в Лос-Анджелесе. В свое время я закончил Свято-Владимирскую семинарию.

Когда я впервые приехал в Россию в 1985 году, то увидел в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге то, что у нас тут просто невозможно: сколько людей подходило к Святому Причастию! Тысячи! Однажды я видел, как пять священников выходили причащать одновременно. А у нас бывает, что причащается только 25-30 человек... Всего я был в России три раза. С каждым приездом я замечал, что церковная жизнь постепенно воскресает. Вы лучше меня знаете... В советское время можно было увидеть полуразрушенную и закрытую церковь, без стекол, а на ступеньках кто-то положил живые цветы. И люди шли мимо и крестились на храм Божий. В Америке не увидишь, чтобы люди открыто на храм крестились. А еще называется свободная страна! В этой стране полной свободы нет, мы не можем здесь делать то, что могут люди в России.

На 70 лет в России все словно замерло, все было как во сне. А теперь все просыпается, и все словно снова вырастает, оживает, набирает сил, даже колокола снова звонят, церковная культура возрождается. И потому я бы хотел сказать всем русским людям, чтобы они хранили веру и восстанавливали церковную жизнь".

Мы попросили о.Иллария особо остановиться на его опыте в делании Иисусовой молитвы, на что он смиренно ответил: "Я не такой старец, чтобы учить этому. Я просто сам творю молитву. У нас в монастыре нет специального чина. Приду в келию и просто начинаю читать молитву, - так и молюсь. Это не из головы идет, а из сердца. Как-то одного священника спросили, как правильно Богу молиться, а он ответил, что это очень просто. Пойди к иконам, перекрестись и молись. Не нужно усложнять. И нет большой разницы, где спасаться: в миру или в монастыре. Не стоит делать из этого проблему. Все одинаково: постись, трудись, молись. Я вам скажу, на приходах у нас я встречал людей, которые - более монахи, чем я".

Моя мама Татиана неожиданно для меня спросила: "Батюшка, а женщине в каком возрасте лучше уходить в монастырь?" Он ответил: "Возраст не имеет значения. Можно в молодом возрасте, можно в зрелом. Главное, чтобы не было никаких обязательств перед близкими людьми, человек должен быть свободен".

Последний вопрос о.Илларию в нашей беседе был: "Отче, какой совет вы бы дали монаху, как вести монашескую жизнь? Что вы считаете главным в монашеской жизни?" Старец ответил: "Молись и постись. И, конечно, важно послушание. Приезжая в гости к родственникам, где были их крошечные детки, я ради послушания предпочитал слушаться даже этих малышей. Вот так монахи должны заботиться о послушании и ради Бога слушать даже малых детей..."

За несколько часов, проведенных нами в Свято-Тихоновском монастыре, обитель стала родной. Очень не хотелось расставаться с братией, и в их глазах читалось желание пообщаться подольше. Но все же пора в дорогу... Мы уезжаем, а в сердце навсегда запечатлелась молитвенная память об этом Богохранимом уголке Православной Америки, где смиренные иноки свято хранят духовные традиции первых русских православных миссионеров, среди коих - прп.старец Герман Аляскинский и св.патриарх Тихон.

Да, мы на опыте убедились, что случайных встреч не бывает...

Инок Всеволод (Филипьев), Джорданвилль, США