Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Попытка рецензии

«ИДIОТЪ»

Прошедший месяц подарил нам новое произведение отечественного кинематографа: десятисерийный фильм "Идиот", собравший на время показа по каналу РТР огромную аудиторию. Пора подвести итоги. Тщательно продуманная экранизация классики — явление в наше время редкое, да и картина эта представляется чем-то большим, чем "Голливуд Достоевского" (как склонны считать некоторые), или просто неплохо поставленный дорогой сериал. Потому стоит обратить особое внимание на эту картину.

Утверждение, что постановка не оставила равнодушным почти никого, не будет преувеличением. Одно наслаждение хорошим, красивым, настоящим русским языком, который мы каждый день могли слышать с экрана, — многого стоит. Завзятые любители сериалов не могли пройти мимо события такого порядка — и я никогда не поверю, что в их душе ничего не дрогнуло, что, кроме эстетического наслаждения, они не получили опыт совсем иного рода. Даже дети оторвались от своего безконечного "поттера" и принялись обсуждать Достоевского. И это тем более радует, если мы вспомним, насколько роман пропитан, насквозь пронизан истинной христианской верой, — и фильм этот аромат Православия сохранил в полной мере, напитав им и зрителей.

Не стоит пересказывать сюжет, надо лишь обратиться к экранизации как раскрытию образов книги, выражению идеи.

Главный герой — князь Лев Николаевич Мышкин, молодой человек, вернувшийся на родину из швейцарской лечебницы. Попав в пестрое общество Петербурга, он поражает всех своей детской, искренней натурой, чуждой лицемерных намеков и псевдоприличий. Эта роль исполнена — слово "сыграна" нисколько здесь не уместно — Евгением Мироновым так, словно он действительно говорит от себя, от своего имени, своего сердца. На протяжении всего фильма он словно не меняется, но в то же время от серии к серии нарастает напряжение, зритель наблюдает безконечное нравственное совершенствование личности. Лев Николаевич словно проходит долгую дорогу от тихого молодого человека с добрым сердцем и душой — до проповедника, как делом, так и живым, горячим словом. Захватывающий, пронизывающий монолог князя о развенчании католичества в одной из последних серий не может оставить равнодушным то секуляризованное общество, к которому он обращен, — а значит, и сегодняшнего зрителя. По сюжету, после незначительного упоминания одного из гостей о общем знакомом, внезапно ставшем иезуитом, князь Мышкин произносит пламенный монолог, монолог от сердца — о том, сколько опасно, губительно католичество для русского человека, спасение которого — в православной вере предков. Сцена эта — одна из самых сильных в фильме, и тем дороже она нам, что православного русского верующего князя сыграл православный же, верующий человек, прихожанин одного из московских храмов.

Чистая детская натура Льва Николаевича оттеняется еще более яркими красками, попадая в окружение прочих персонажей, подчеркивается высота его души, все время подверженной испытаниям. Почти все роли исполнены блестяще. Мы, благодаря исполнителям, словно попадаем в то время, наблюдая нелегкий путь князя. Он выдерживает испытание своей искренности — когда все, кажется, стараются заставить его жить не так, как велит сердце, а "как принято", как нужно сообразно странным, неестественным представлениям о жизни. Он сохраняет чистым сердце — и, кажется, вновь повреждается рассудком. Пишу — "кажется" потому что осознанный, глубокий взгляд князя в последних кадрах картины говорит об обратном. Не это ли — "душу свою положивший за други своя"?

Эта постановка захватила всех. Конечно, представленный нам Достоевский — это не наше золотое кино. Но и не Голливуд. Это прекрасный нравственный Достоевский, рассказанный образами, созвучными нашему времени, — лишнее доказательство тому, что Достоевский нам — крайне современен. Это та проповедь Православия с экрана, которую слышат все.

Ольга НЕМЧИКОВА