Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Судьба человека

ТЕПЛО ОЦЕНИТ ТОЛЬКО ЗАМЕРЗШИЙ

Знакомьтесь: Мария Лесняк. Многие прихожане Спасо-Парголовской церкви помнят эту удивительную мужественную женщину. Долгие годы они наблюдали, как она, припарковав машину, помогала своему мужу — инвалиду ДЦП — подниматься по узкой крутой тропинке, ведущей к храму. Потом к их маленькой группке присоединились девочка и мальчик — дочь и сын. Как решилась эта зеленоглазая русоволосая красавица связать свою судьбу с инвалидом? Как складывалась ее счастливо-горькая семейная жизнь, Мария рассказывает по-будничному просто.

Три желания

Семья наша бедствовала, и моя бабушка вынуждена была подрабатывать няней. Жили мы с ней тогда в Вырице, на даче у богатых хозяев-евреев. Бабушка была верующей, из старообрядцев, но меня к вере не приобщала, только покрестила, когда мне было четыре года. Но однажды она мне сказала: "Маша, есть тут недалеко могилка одного старца… отца Серафима. Местные жители говорят, что если обойти вокруг могилки три раза и попросить старца о чем-либо — обязательно исполнится". Улучив свободную минутку, я подхватила на закорки бабушкину подопечную и побежала к церквушке. Там, отдышавшись, чинно обошла три раза вокруг могилки и вошла в оградку. Три желания было у меня и все, о чем просила тогда — исполнилось. Не буду пересказывать всего, но горячее всего я молила о мудром духовном наставнике. Он появился у меня годы спустя — о.Василий Лесняк. А к старцу Серафиму Вырицкому и по сей день идут и идут просители, пишут записочки-просьбы и втыкают их меж бревен часовенки, ибо сказал, что всякий может прийти к нему как к живому и попросить о помощи.

Сердце сердцу весточку подает

Я училась уже на пятом курсе философского факультета ЛГУ, когда попала в Спасо-Парголовскую церковь и познакомилась с о.Василием Лесняком. А произошло все так. Моя однокурсница чешка Милена захотела креститься. У них в Чехословакии сделать это было невозможно: православная церковь переживала период гонения, к тому же Милена была дочерью министра культуры Чехословакии и ее отец с матерью занимали высокие посты в компартии. Вот и повела я ее к о.Василию Лесняку, о котором тогда уже много слышала от своей подруги. Милену крестили. А я сказала батюшке, что была крещена в староверческой церкви, но миропомазания не было. Так в декабре 1980 года о.Василий совершил миропомазание, когда мне был 21 год.

Я стала часто приезжать в эту церковь, а однажды встретила сына О.Василия — Митрофана. Эта встреча поразила меня в самое сердце. Я тихонько молилась в уголочке, когда увидела, как странный человек пытается попасть в алтарь. Странный, потому что тело его было будто сведено судорогой, он делал нелепые движения руками, ноги слушались плохо, а нужно было преодолеть несколько ступенек лесенки, ведущей в алтарь. Но какое у него было одухотворенное лицо, какие глаза! Какой контраст между крылатой душой и немощным телом… Меня поразило, что вот ведь как рвется к Богу душа. И у меня в душе что-то в ту минуту перевернулось и затопила волна жалости и восхищения. Мне всегда хотелось встретить умного, серьезного человека, и чтобы Бога любил, как я.

Позже я подошла к о.Василию и сказала: "Батюшка, я буду молиться за Митю, все время посвящу молитве, только чтобы Господь послал ему выздоровление. Подскажите, какими молитвами нужно молиться?" Батюшка внимательно посмотрел на меня и сказал: "Читай Псалтирь, Мария. На молитве сердце сердцу весточку подает". Почему он тогда так сказал? И я стала читать Псалтирь, мысленно сосредоточившись на Митином образе. Помню плакала над такой фразой: "А мне глумляхуся сидящех во вратех…" Читаю и все будто бы про него написано. Действительно, какие он всегда поношения терпел, вся жизнь его тяжелый крест. Это ведь раньше на Руси к инвалидам да юродивым с добротой сердечной и почтением относились, а нынче… и гадости говорят, и пинают по больным ногам, мальчишки даже писали на него. Так-то. Быть немощным и беззащитным нелегко.

В детстве Митю особенно часто обижали сверстники во дворе, куда он выезжал на колясочке, а потом подружились, даже полюбили. Мальчишки бывало садятся в его коляску, покататься, а он держась за спинку, ковыляет следом, счастливый.

Однажды, когда батюшка привез Митю в Пюхтицу, ему там старая монахиня сказала: "Митрофан, принимай монашество, и Господь тебя исцелит". А он в ответ: "Нет. Я хочу жениться". Тогда его ответ никто всерьез не принял.

И я всегда хотела выйти замуж. Правда, одно время засобиралась в монастырь. Я ездила в паломничество в Никандрову пустынь, что во Внуто в Новгородской области. Там в церкви Успения Пресвятой Богородицы служил о.Иосиф. Старенький батюшка, про него рассказывали, что во время революции он эмигрировал в Америку, а когда годы спустя советская власть объявила, что желающие могут вернуться на Родину, подал заявление в консульство. Ему сказали: "Куда ты, тебя ж там повесят на первой березе". А он в ответ: "Хоть повесят, да на родной березе". И вернулся, был арестован, сидел в лагерях… Вот к этому батюшке я и приехала, исповедовалась, просила совета. Он ответил: "Хочешь стать послушницей — шей себе подрясник". Возвращаясь домой, я 25 километров до станции не шла, а летела, в душе все пело, что вот я стану Христовой невестой… Но служить Господу мне суждено было иначе.

Вернувшись домой, пришла к о.Василию и говорю: "Батюшка, я решила стать монахиней". А он мне: "Не торопись. Вдруг замуж захочешь… Подожди до 28 лет, если жениха не найдешь — иди в монастырь". Но 28-летия я не стала дожидаться, мне было 26, когда мы с Митрофаном поженились.

Она его за муки полюбила

Митя человек удивительный. Он не такой, как я, — общительный, несмотря на трудную речь, веселый, открытый. Мне всегда было трудно знакомиться с людьми, а он, глядишь, уже завел разговор с совершенно незнакомым человеком и сразу располагает к себе собеседника. Мы много времени стали проводить вместе, утешаясь духовной беседой. Митя часами может рассказывать о птицах. Он знает о них все, даже пишет о них рассказы и сказки и потом читает их детворе во дворе. Особенно уважает дятла — вот уж работяга, всем делает квартиры, а сам в них не живет. Помните, раньше в первое воскресенье апреля пионеры вывешивали скворечники, хорошая была традиция, жаль, что отменили. Не все, что было раньше, надо рубить под корень…

Общаясь, мы как-то признались друг другу, что всегда мечтали иметь семью, и молились, чтобы Господь послал такого супруга, которому мы были бы нужны. Мы поняли, что нужны друг другу, что сможем стать друг другу опорой, избавиться от одиночества — тепло оценит только замерзший. И тогда я решилась. На исповеди как-то сказала о.Василию: "Батюшка, я вот все думаю, что Митрофану надо жениться. Как вы думаете, это — искушение?" "Искушение, — ответил батюшка. — Не думай об этом. Митрофан не может иметь семью". Я застыдилась и замолчала. Но новые встречи с Митей, родство наших душ наводило на мысль, что мы созданы друг для друга, что ему было бы гораздо легче, будь я с ним рядом. И я второй раз приступила к о.Василию с разговором. Я сказала, что мы ведь можем жить как брат и сестра, поддерживая друг друга на жизненном пути. Батюшка странно посмотрел на меня и усмехнулся: "Да ведь Митя любит Иру — они с детства дружат". У меня сердце так и упало, но я сказала: "Ну и слава Богу". А батюшка добавил: "Но она за него не выйдет. А ты приходи-ка к нам в воскресенье в гости". Я стала частой гостьей в их семье. Полтора года мы с Митей встречались, а потом батюшка дал согласие на наш брак.

Должна сказать еще вот о чем. Я думала о том, что ведь батюшка и матушка Елена не вечны, и что тогда станет с Митей? Ему будет прямая дорога в дом инвалидов, а там не сладко.

Я все смогу, я все преодолею

Вскоре у нас родилась дочка, мы назвали ее Тавифа. Вся церковь радовалась и молилась за нас. Когда о.Василий пришел нас поздравить, в разговоре упомянул, что его зять сказал, что родившегося сына назовут Василием в его честь. И я тогда задумала, что если у нас с Митей будет сын, мы тоже назовем его Василием. И я осмелилась сказать: "Батюшка, я если мы с Митей своего сына тоже назовем Василием?" Батюшка удивился: "Да куда вам еще ребенка! Хоть первого-то до ума доведите". Матушка Елена тоже была против второго ребенка. Но мы с Митей так хотели сына, и Господь нам послал его. Митрофан тогда ходил такой счастливый, ко всем подходил и говорил: "Поздравьте меня, у меня родился сын". Теперь вот Тавифе уже 16 лет, а сыну Василию — 14.

Много всего вместилось в эти семнадцать лет супружества — горести, радости, трудности, победы над немощью.

Еще до свадьбы мы купили небольшой домик с участком в Парголово. Мне, конечно пришлось оставить работу (к тому времени я закончила университет и работала в библиотеке), чтобы все время посвятить мужу. Чем жили? На Митину пенсию, да вот свое хозяйство имели: я сажала картошку, овощи различные, держали кур, коз. Как со всем управлялась? Да я быстрая, сложа руки сидеть не люблю. И Митя помогал, он, знаете, каким хорошим пастухом оказался! Разъезжает на своей колясочке от лужайки к лужайке, и козы следом, привязались к нему. А потом мы с мамой вот еще что придумали: купили много больших дверных ручек и по всему дому и даже кое-где во дворе прибили. Вот Митя, хватаясь за них, может теперь сам передвигаться куда захочет. Как он радовался своей самостоятельности! И батюшка, когда увидел, похвалил. Мите там хорошо, он любит природу, у него каких только птичьих домиков не навешано — скворечники, долбленки, гнезда… Всюду кормушки висят. Он с птицами разговаривает, пересвистывается.

† † †

Осенью прошлого года Мария и Митрофан оформили гражданский развод. Но как говорит Мария, она его никогда не бросит, поскольку они венчаны. Но ей с детьми пришлось переехать в двухкомнатную родительскую квартиру, где живут теперь она с детьми, ее мама и бабушка. В тесноте живут, но, как говорится, не в обиде. А из Парголово пришлось уехать, чтобы пресечь разговоры, что она хочет отнять у мужа дом. Впрочем, ни Мария, ни дети никогда не были в том доме даже прописаны. Мария, имея высшее образование, пошла работать уборщицей, чтобы кормить детей, поскольку помощь от церкви после смерти о.Василия прекратилась. Дети каждое воскресенье ездят навестить отца, помочь в чем нужно. Приезжает и Мария. Как сложится дальнейшая судьба этих двоих сильных, хороших людей? Хотелось бы, чтобы встретили они старость вместе, в мире и согласии, дождались внуков и правнуков, и умерли как в сказке в один день.

Записала Ирина РУБЦОВА