Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Православный этикет

КАК ПРИНИМАТЬ ГОСТЕЙ

К.Е. Маковский (1839-1915) За чаемГостеприимство — древнейшая традиция человечества. "Гость в дом — Бог в дом", — гласит поговорка. Священное Писание рассказывает, как Лот, увидев двух незнакомых путников, пригласил их в дом свой и готов был пожертвовать жизнью своей и своих дочерей, но защитить гостей от нечестивых жителей города. Только вмешательство ангелов — а это они явились в виде путников — спасло семью праведника. Видеть в госте посланца Господа стало традицией. Сам Спаситель во время странствий постоянно пребывал чьим-нибудь гостем. Обычай гостеприимства в дальнейшем послужил и апостольской проповеди христианства. А на Руси много веков соблюдалась традиция принимать странствующих по святым местам людей. Гостеприимство дает нам возможность проявить к ближнему любовь, выражающую себя в милосердии, смирении, сострадании, жертвенности. Когда приходит гость, мы жертвуем своим досугом, покоем, делим с ним семейную трапезу.

Говоря о будущем Суде, Спаситель указал на праведников, достойных Царства Небесного: "алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня…" (Мф.25.35). Те удивились: "Господи!.. когда мы видели Тебя странником, и приняли?" (Мф.25.38). Христос ответил: "Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф.25.40). Да, гостеприимство спасительно для христианина. А порой оно возвышается до подвига. Одна женщина вспоминала, что в детстве у них всегда жили терпящие от властей люди. То было время гонений на Церковь и церковнослужителей. И для местных жителей дать приют этим страдальцам, значило и себя поставить под угрозу репрессий.

Но не только кров и пищу делим мы с гостем. Наше участие в его жизни может выразиться в беседе, совете, обсуждении. Раньше так и говорили: "ходить в беседу". Однако, беседа с гостем — не всегда приятное и безпечное времяпровождение, это — труд. Впрочем, тяготы и хлопоты в оказании гостеприимства не огорчают любящее сердце. Невозможно представить быт православной семьи, исключающий прием гостей и хождение в гости. Религиозные праздники, семейные торжества — родины, крестины, свадьбы…

В русском бытовом календаре были специальные гостевые периоды. В первую очередь, это Святки — Святые дни от Рождества до Крещения. И от дня "Николы зимнего", прозванного еще "Николой гостевым", до последней перед Рождеством седмицы было принято ездить в гости. Это время нетяжелого "рыбного" Рождественского поста, но гощение сводилось более к визитам, нежели к шумному "гулянию", — веселье начиналось после Рождества. Следующие "веселые гости" — в Сырную седмицу перед Великим постом. И Светлая седмица после Пасхи относилась к гостевому периоду, но не имела столь вольного характера, как Святки и Масленица. На Светлой принято было приглашать в гости духовенство, навещать несчастных в острогах и больницах, кормить нищих… При этом успевали все — молиться, работать, в гости ходить. Через гощение поддерживаются родственные и прочие связи. Так сохраняется понятие общности рода, а в конечном итоге — общность народная.

Священник Сергий НИКОЛАЕВ, Настоятель Христорождественского храма Московской обл.