Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Война

ВРЕМЯ ТРЕВОЖНОЕ

Мировая история в большинстве своем состоит из войн, революций, восстаний. Изучая ее, так плавно и переходим от одной кровавой страницы к другой, и нет этому конца, казалось бы, но, будучи людьми верующими, мы знаем — есть. Мы уже видим, как она в образе адской машины своей железной плотью бьет и разрывает в клочья плоть живую. Мы слышим скрежет ее ржавых колес о рельсы времени. Все сильнее вдавливает она себя своей катастрофической массой в эти рельсы, рискуя разрушить их и потерпеть крушение уже в любой момент.

Неужели наступили последние времена? Если и не наступили, то, во всяком случае, настоящее время сильно похоже на генеральную репетицию перед ними, не правда ли? Конечно, у каждого человека есть собственное последнее время, когда он стоит перед лицом своей смерти, но с помощью современных технических достижений все человечество имеет уникальную возможность мгновенно, одним махом прекратить свое существование в глобальной гекатомбе. Казалось бы, такое положение вещей должно заставить атеистов пересмотреть свое жизненное кредо и в страхе задуматься над своей ничтожной будущностью — превратиться в ничто, а людей верующих — собрать все силы для постоянной борьбы со грехами, чтобы каждую секунду быть готовыми предстать пред Господом на Страшном Суде. Но так ли это?

Закончилась война в Ираке. Мы могли следить за военными действиями чуть ли не каждую секунду, имея у себя дома телевизор, компьютер, радио. В наш век высоких технологий войны выглядит как военные шоу, которые смотрят циничные зрители. Нас действительно превращают, или уже превратили, в бездушных свидетелей событий в мировой истории. Боюсь, что скоро человеку будет трудно дать верную оценку таким понятиям, как война, смерть, насилие. Войну в Ираке часто называли Иракским конфликтом, как будто речь шла о стычке двух мафиозных групп. Репортажи из Багдада иногда напоминали фантастический фильм, когда, например, показывали картинку с разрушением зданий, взрывами, тут же ездили машины, кругом яркая иллюминация, а телекамера, через которую передавалось изображение, была установлена в соседнем квартале. Следующий эпизод: на утро после бомбежки жители Багдада с улыбками на лицах рассказывали о впечатлениях прошедшей ночи, а кругом работали кафе, магазины — жизнь шла своим чередом.

Если можно так выразиться, дух войны, например, Великой Отечественной, требовал глубоких переживаний даже у поколений, выросших после войны, взывал проявить серьезное отношение к военным событиям. Сейчас же зачастую, когда узнаешь новости о ходе войны, некоторые из них вызывают улыбку, желание ерничать. Автор этих строк, каюсь, сам испытал подобное, когда услышал по радио, что американская военизированная колонна была разбита своими же, а другая заплутала и оказалась в соседнем государстве — мол, вот вам и современная техника.

Да, мы воспитаны — хотим мы того или нет — в духе времени. Даже если мы отстранимся от мира в какой-то степени, все равно будем вынуждены жить по его правилам. Это, к сожалению, относится и к нам, людям церковным, которые почти не смотрят телевизор, только, может быть, в редких случаях, ведь живем-то мы в обществе, воспитанном этим универсальным "педагогом" человечества. Ну а что же говорить о людях, которые посвящают ему чуть ли не полжизни. От такого количества различной информации, которую получают телезрители, возникает притупление чувств, и, как следствие, оценка происходящих событий становится неадекватной, теряется прямая связь с реальностью. И вся информация повторяется помногу раз. Повторенье — мать ученья. Действительно, телезрители чем-то похожи на учеников, а их преподаватели: одни — теоретики — политологи, обозреватели, телеведущие, другие — практикующие — политики, бизнесмены, государственные деятели. Они-то и учат нас всех по-новому чувствовать, реагировать на события в мире, задают психологические задачи на дом: это когда после чьего-нибудь телевизионного выступления можно, сидя дома, потратить весь вечер, решая, например, что должен чувствовать такой человек, как президент Буш, призывающий иракцев проявить гуманность к двум пленным американским солдатам. Да, поступок, с одной стороны, вызывает одобрение, но, с другой, слова эти были сказаны человеком, развязавшим войну против тех, кого он убивал, убивает и дальше будет убивать. Гуманно это, или как?

В каждую минуту может разразиться новая война в любой точке мира, а возможно, снова у нас, в России. Готов ли к ней каждый из нас? Хватит ли у нас силы духа, веры, чтобы победить в ней? Найдутся ли среди нас новые Фомы Даниловы и Евгении Родионовы? Эти русские мужи в разные времена истории выиграли свою войну. Они выстояли перед испытанием пытками, не предали веру во Христа, а мы и в мирное время, кажется, готовы проиграть, ведь бывает и креста на себя не наложим — застесняемся какого-нибудь атеиста. Господь застал наших русских героев в стоянии веры, когда обрывал их земную жизнь, а нас в чем он застигнет? Сейчас самое время подумать, пока не поздно, ведь время тревожное — последние времена.

Георгий ШЕВЧЕНКО