Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Слово пастыря

КРОТКОЕ ВРАЗУМЛЕНИЕ

Ты просишь объяснить, какое сходство и различие между осуждением и обличением. Разве обличать и осуждать не одно и то же?

Далеко не одно и то же! Обличение имеет цель исправить человека, сделать его лучшим и спасти душу, а осуждение — унизить человека, омрачить, разбить жизнь его и погубить душу. Ты можешь возразить на это и сказать: "Ничего подобного! Когда я осуждаю кого, я никогда не преследую цели погубить. Просто выскажу свое мнение и все". Ой ли? Если я спрошу тебя, а какую же цель ты преследуешь, когда осуждаешь? Может быть, в глазах собеседника ты хочешь возвысить осуждаемого? Может быть, хочешь, чтобы у того появились добрые чувства и расположение к нему? Может быть, своим осуждением ты хочешь помирить их?

Назначение христианина, последователя Иисуса Христа, — делать добро и спасать души. Спасать себя, спасать ближних, поэтому, когда видишь кого согрешающим, обличи его кротко, с любовью, но старайся не осудить. Вразумляй заблудшего, не сомневаясь, хотя бы тебе за это пришлось потерпеть. Потерпи, вразуми, помоги, чем можешь, и ты получишь от Бога великую награду. Только не будь суров и груб в выговоре, храни себя от раздражения, от гнева… Избави Бог, если почувствуешь, что начинаешь раздражаться, сразу переходи на другую тему разговора, не касайся обличения или даже скорей попроси прощения и удались, потому что обличения, сказанное в грубой форме — это есть осуждение.

Бывают случаи, когда кроткое и любвеобильное вразумление имеет столь великую силу, что перед мысленным взором грешника сразу как бы отверзается пропасть. Утешь его словами: "Господь милостив, все простит, только кайся и не делай этого после. А если принесешь обильные плоды покаяния и очистишь сердце, то счастью не будет конца".

Кротко обличать и вразумлять очень полезно и душеспасительно для обеих сторон, но с кротостью, смирением и любовью может обличать только тот, кто сам свободен от страстей и пороков, особенно гордости, тщеславия и гнева, кто вразумляет не только словами, но и добрыми делами, а более всего примером доброй, благочестивой жизни. Иначе можно начать, как говорится, о здравии, а кончить за упокой. Благое намерение помочь исправиться грешнику может обратиться в причину окончательной гибели его. Поэтому самое лучшее — это молиться Богу за согрешающего и по пять раз целовать свой крестик за него утром и вечером ежедневно.

В отношении же обличений не смущайся, приступай к этому смело: на то воля Божия для тебя лично, но только не тщеславься, не кичись перед собой и другими. Будь смиреннее. Уста твои отверзай только для молитвенного славословия, прославления Бога, для кроткого вразумления согрешающих и для краткого ответа вопрошающим, а остальное время молчи и твори непрестанную, неразвлекаемую молитву.

Схиигумен Савва Псково-Печерский (†1980)
"Православный Санкт-Петербург" № 4(58), апрель 1997 г.