Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Слово пастыря

О ПРОЩЕНИИ

фото Л.ИвановойБог вверил нам самим наше спасение или возможность гибели. Слово Божие говорит о том, что если мы не простим братиям всех прегрешений их, то и Отец Небесный не простит нам прегрешений наших. Это евангельское слово свидетельствует о безграничной власти, которая есть у нас над самими собой. Казалось бы, сердце должно радоваться, потому что это условие как будто легкое; радоваться еще и потому, что само прощение и примирение между людьми — это большая радость. А между тем, сердце сжимается, потому что если мы честны сами с собою, то знаем, как мало способны прощать и как легко осуждаем.

Мы знаем, как легко внедряется в нас горечь против обидевшего человека — на много лет, а иногда и на всю жизнь. Это происходит от нашей чувствительности к тому, что ранит самолюбие. Мы живем самолюбием, мы живем тщеславием вместо того, чтобы жить правдой Божией или просто человеческой правдой. Вот почему мы так легко уязвимы и так жестоко, безсердечно мстим. Мстим прежде всего тем, что отказываем в прощении людям, которые в ней нуждаются — ведь непрощенный человек несет на себе тяжесть и скорбь совершенного им греха. Иногда, не получая прощения, обидчик от нас заражается мстительностью. Он тоже начинает жить чувством, что оскорблен, обижен, обойден, что за свой поступок он не заслуживает такого окончательного отвержения. Тогда зло еще более разрастается и делается еще более страшным.

Где же найти силу начать дело прощения? Во-первых, надо осознавать, что обиды, вызывающие в нас такое негодование и горечь, не стоят этой горечи. Большая часть обид плоды нашего самолюбия. Мы должны быть радостны, хотя это и тяжело, когда это самолюбие обличается и разрушается ударами извне. Христианину стыдно скорбеть от самолюбия. Во-вторых, нужно понять, что наносимые нам удары справедливы и мы их заслужили. По-христиански надо быть благодарным тому человеку, который обнаружил, обличил и унизил наше самолюбие. Дальше: надо научиться простой человеческой добродетели, которую мы так мало знаем — справедливости. Мы не применяем одинаковой меры к другим и к себе; мы ожидаем немедленного прощения за слова, поступки, которые месяцами, а то и годами, вызывают у других огорчение и озлобление против нас. Поэтому нужно так же легко прощать, как мы хотим быть прощенными, так же не огорчаться наносимыми нам обидами, как, по нашему мнению, другие не должны огорчаться, когда мы их обижаем.

Наконец, следует понять, что слово Христово истинно; оно выражает не только закон, заповеданный Богом, но и незыблемый закон духовной жизни. Если мы не прощаем — мы не способны и принять прощение, потому что чужды тому духу, который способен его принять. Мы стоим перед Божиим неумолимым судом; наши временные дела имеют вечное и окончательное значение. Если я сегодня этого человека отвергаю, если ему нет места со мной, то я должен буду сказать, когда мы оба предстанем пред Богом: "Или он, или я". Но войдет в вечный покой только тот, который будет стоять пред Богом с сердцем сокрушенным, молясь о пощаде и прощая всем.

Протоиерей Александр КОЗЛОВ (+1987), Князь-Владимирский собор
"Православный Санкт-Петербург" № 5(47), май 1996 г.