Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

После просмотра

«МУСУЛЬМАНИН» ИДЕТ ПО РОССИИ

Неудивительно, что сегодня большинство новых художественных фильмов не оставляет в душе верующего человека иного чувства, кроме сожаления о потерянном времени. Но недавний показ картины "Мусульманин" озадачил православного христианина, заставил задуматься. О чем же повествует этот фильм?

После нескольких лет афганского плена в родную русскую деревню возвращается солдат Коля Иванов. Годы, проведенные в неволе, не минули безследно — Николай принял ислам. Дома его встречает выбивающаяся из сил мать, брат-уголовник и известие о самоубийстве отца. В деревне процветает безверие, пьянство, разврат, воровство… Мусульманство для Николая — не вынужденный компромисс с совестью, а внутреннее убеждение. Он не пьет, не курит, не ворует, трудится с утра до ночи. Односельчане не принимают уклад жизни мусульманина и посмеиваются над ним. Но незаметно для себя они все же становятся чуточку лучше, задумываются о своей жизни. В конце фильма Николай встречается с сослуживцем Алексеем, который считает его предателем, сдавшимся в плен без боя. Алексей под пистолетом требует Николая перекреститься, обещая ему помилование. Отказ предать веру решает участь Коли — он погибает.

Внимательный зритель заметит в фильме множество любопытных деталей, связок, иносказаний. Мы упомянем лишь об одном очень важном моменте. Дело в том, что автор сценария четко дает понять, что в этой деревне есть православная церковь. Есть хороший, молодой батюшка, который ходит по домам и справляется о житье-бытье. В домах сохраняются иконы, а все жители — крещеные. Но в то же время автор фильма четко обозначает: православие жителей деревни — формальное. Мысль, которая по замыслу автора должна посетить зрителя после просмотра, такова: "Неважно к какой вере принадлежит человек — любая вера ведет к стройной жизни, житейскому благополучию. А в дальнейшем и к Богу. Только должна пронизывать всю жизнь, а не быть привычкой. Без веры жить вообще нельзя". Несомненно, в этой мысли есть часть правды. Но есть и явная ложь. Попробуем разобраться, где грань между ними.

Существует такое понятие, как "обаяние фильма". Блестящая игра актеров, подобранная к месту музыка, профессиональная съемка незаметно захватывают, зачаровывают зрителя. Зритель забывает, что фильм — это воплощенный замысел режиссера. В "Мусульманине" легко узнаешь идеи сегодняшнего светского образованного человека, недавно ушедшего от атеизма. Он утверждает: хороша та религия, которая дает человеку нормальную бытовую жизнь. И для этого подойдут почти все религии. Мусульманство? Нормально. Христианство? Тоже можно жить. Но где здесь вопрос спасения души для жизни вечной, а не временной?

…Кладбище. У могилы отца, отмеченной обелиском с красной звездой, на траве сидят Коля, брат и мать. На могильном холмике стоит рюмка водки, накрытая куском хлеба. Оператор дает общий план, на котором видны поврежденные православные кресты. Эпизод сам по себе невелик, по производит огромное впечатление. Это в кадре. А за кадром, в душе, идет другое кино — документальное. Разбивается о землю колокол, клубится пыль от только что взорванной церкви, падает расстрелянный священник. Коллективизация, голод, лагеря. И опять рушится церковь. В живых остаются те, кто идет на компромисс, внешний и внутренний. Но уцелели и верные. Они и сейчас живут среди нас, эти тихие, не предавшие веру в самые лютые времена. Присутствие этих подвижников, исповедников ощущается через образ молодого батюшки, родившегося в той же деревне.

Вера деревенских жителей, показанных в фильме, сильно повреждена, хотя и теплится в их истомившихся душах. Десятилетия, прожитые в безбожии, привели к тому, что любой иноверец, честно исполняющий требования своей веры, кажется им откровением. Где же выход? А его можно увидеть в самых первых кадрах. …Яркое солнце, чистое голубое небо, пригорок, заросший душистым разнотравьем. По полю идет православный священник и поет "Взбранной Воеводе…" Не хватает лишь идущих за батюшкой героев фильма.

Борис СЕМЕНОВ
"Православный Санкт-Петербург" № 2(56), февраль 1997 г.