Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Люди Твоя, Господи

ИГУМЕНИЯ НОВОДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ

— Есть ли женские обители в Санкт-Петербурге?

— Что за вопрос? Ну, конечно, есть! — сразу ответит наш православный житель. — Иоанновский монастырь на Карповке. Самим Иоанном Кронштадтским основан!

— А еще?

— А еще… — задумается наш житель.

— Новодевичий, на Московском проспекте. Помните?

… Это был первый в нашем городе православный женский монастырь. Основательница его, игумения Феофания, одна из замечательных подвижниц веры и благочестия, прожила долгую и трудную, а самое главное — удивительную жизнь.

Мать Феофания звалась в миру Александрой Сергеевной Шуленниковой. Появившись на свет 15 февраля 1787 года в благочестивой дворянской семье, девочка с самого рождения окружена была заботой своей домовитой матушки. Быстро промелькнули счастливые годы среди многочисленных братьев и сестер — Шуленниковы воспитывали 12 детей.

После смерти отца, в десятилетнем возрасте, Александру определили в Петербургский Екатерининский институт. Училась она прекрасно и этим заслужила покровительство вдовствующей Императрицы Марии Федоровны. Прощаясь с ней при выпуске, Государыня велела обращаться к ней за помощью. После окончания института Александра Сергеевна вернулась в родную Костромскую губернию.

Прошло еще немного времени, и в 22-летнем возрасте Александра Сергеевна вышла замуж за генерала Семена Степановича Готовцева, но через шесть недель после свадьбы генерал вынужден был уехать на войну, где неприятельская пуля сразила его. У вдовы Готовцевой родилась дочь, но счастье материнства было недолгим. Посетила она однажды известного старца Феофана, архимандрита Кирилло-Новоезерского монастыря. Благословляя ребенка, о. Феофан произнес: "Таковых есть Царство Небесное". Вскоре девочка умерла. На ее могиле поклялась Александра Сергеевна принять монашество.

Великим Постом 1818 года Готовцева простилась со своей усадьбой и отправилась в Горицкий Воскресенский монастырь, в Новгородскую (ныне Вологодскую) губернию. Ее сопровождала только одна молоденькая горничная. В день Благовещения поутру она, как всегда, одела барыню, а через некоторое время ее генеральша вернулась в монашеском платье. Увидев эту одежду — грубую и грустную, — служанка зарыдала над своей госпожой, как над покойницей.

Вскоре Готовцева окончательно умерла для мира: ее постригли в рясофор с именем Феофания.

Сама прекрасная рукодельница, она завела в Горицах ковровые, золотошвейные и живописные мастерские. "Наша Белокаменная" — так ласково прозвали Феофанию монахини обители.

В 1845 году Император Николай I повелел устроить в Петербурге женскую обитель, а в настоятельницы выбрал матушку Феофанию. Тяжело было ей расставаться с монастырем, в котором она прожила без малого 30 лет.

Явившись с тремя монахинями в Петербург теперь уже игуменией, Феофания была поселена в большом казенном доме на Васильевском острове, близ церкви Благовещения, при которой монастырь должен был устраиваться. Дом оказался совершенно пустым. И началась для матери Феофании жизнь в новых трудах.

При приеме сестер игумения старалась объяснить им тяжесть монашеской жизни; дворянкам говорила, что дворянство нужно оставить за воротами и трудиться наравне со всеми. От сестер матушка игумения требовала чинности, точного крестного знамения, неспешности отправления служб и чтения молитв.

Только наладилась монастырская жизнь, как матери Феофании было приказано устраивать монастырь на другом месте — рядом с Московской дорогой. Сейчас здесь расположился оживленный район города. А тогда были там овраги да болота. Это место имело дурную славу — и в округе не строили жилищ.

Удивительно, но, как нередко это бывает в нашем Отечестве, на устройство обители казна не выделила ни копейки. Игуменье был представлен лишь Высочайше утвержденный план построек, который она обливала горькими слезами. Одна простая женщина, поселенная при маленькой часовне, которую прежде воздвигла Феофания на этом месте, посетовала случайно зашедшему в ту часовню неизвестному человеку о том, как убивается игумения. Промыслом Божиим, человек оказался обер-прокурором Святейшего Синода, и по его докладу Государь выделил деньги для построения деревянного храма и двух корпусов келий. Все прочее возлагалось на игумению, которая к тому же обязывалась не посылать сборщиц. Недобросовестные действия строителей побудили Феофанию лично просить Государя поручить дело ей одной. По возведении деревянного храма не оказалось денег на уплату лесопромышленнику. Этот добрый человек разорвал счета.

Для украшения храма игумения обучила живописи 12 монахинь. Сестры прокопали осушительные канавы, развели сад. Каждое воскресенье матушка Феофания собирала всех сестер и говорила им наставления о монашеской жизни. Со слезами кланялась она им в ноги, умоляя жить со Страхом Божиим.

С 1856 по 1861 годы игумения на малые пожертвования выстроила величавый пятиглавый собор. Часто, глядя на храм, матушка говорила с тихими слезами: "Велий еси, Господи, чудны дела Твоя!"

Она скончалась на 80-м году, в Духов День, 16 мая 1866 года. Известно, что на могилке матери Феофании совершались чудеса.

В ХХ веке монастырь был разорен, но здания его, к счастью, сохранились. Место погребения его основательницы скрыто от глаз людских толстым слоем асфальта.

Борис СЕМЕНОВ
"Православный Санкт-Петербург" № 9 (40), сентябрь 1995 г.