Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Люди Твоя, Господи

СТАРЕЦ САМПСОН

Старца Сампсона (Сиверса) можно назвать проповедником Православия, молитвы и покаяния в безбожном мире послереволюционной России.

Начало его подвижнического пути связано с нашим городом. Именно здесь, на берегах Невы, был совершен знаменательный для тревожащегося в духовных поисках поколения людей начала ХХ в. выбор — принятие православного исповедания. Совершен он был по призыву Божию и после тщательного изучения и сравнения различных религий и христианских конфессий. "Православие есть единственная Истина на земле, единственное благодатное общество, сохранившееся от катакомб, от Господа, от Святых Апостолов". Этой открывшейся 12-летнему Эдуарду Сиверсу вере он будет следовать до конца дней. В 1918 году, когда будущему старцу было 19 лет, совершился его переход в Православие с принятием нового имени — "Сергий". И всего лишь через год он получил иноческое имя Александр. Неоднократно старец говорил: "Если бы меня спросили, что если бы я умер и опять ожил, кем бы я хотел быть? — я опять бы сказал: "Непременно монахом, непременно!" Так земные привилегии — принадлежность к древнему дворянскому роду, изысканность домашнего английского воспитания, полученного от матери-англичанки, близость семьи к императорскому двору, блестящие способности к языкам, рисованию, музыке, медицине и спорту, здоровье и красоту — принес он к ногам Христа.

Почти сразу же по принятии Православия Сергей Сиверс поехал на послушание в отдаленный монастырь Саввы Крыпецкого. Был здесь и конюхом, и поваром, и пастухом, и кучером, и проповедником. Отсюда он, подвергнутый истязаниям, был увезен на расстрел. Братия вытащили его из-под груды мертвых тел и отвезли с раздробленными костями правой руки к матери в Петроград. Целый год инок Александр терпел страшные муки. Было сделано восемь операций для того, чтобы спасти его правую руку от ампутации. После выздоровления (относительного — рука висела только на сухожилиях) инок Александр в 1921 году был принят в число братии Александро-Невской Лавры. В Лавре тогда подвизались "столпы Православия" — иеромонахи Гурий и Лев (Егоровы), митр. Вениамин (впоследствии Новомученик), еп.Петергофский Николай (Ярушевич), еп.Гурий (Лебедев), старец иеросхимонах Симеон… Все они были духовными наставниками о. Симеона — постриг в мантию с этим именем был принят 25 марта 1922 года. В Лавре батюшка прожил без малого десять лет. Здесь он терпел явные нападения бесов, но видел чудеса: обновления келейных икон, явления святых подвижников… Об Александро-Невской Лавре батюшка писал: "Какие таланты собрались! Кто там только не был! Сколько там было прозорливых старцев, святителей! Как будто вся сила монашеского духа, что была тогда на Руси, собралась в Лавре. Очень многие в Лавре закончили свою жизнь мученически".

Мученической была и вся жизнь иеромонаха Симеона. Он был казначеем Лавры, и чекисты, прибегнув к изощренным мучениям, пытались получить от него ключи от кладовых. Выдержав страшные пытки, о. Симеон ключи никому не отдал. И в 1928 г. был отправлен в Соловецкий лагерь. Здесь, и во время всех последующих мытарств по лагерям, тюрьмам, в преследованиях от "лжебратий", в болезнях и скорбях батюшку спасала особая молитва, которая дана была ему самим прп. Серафимом за 3 часа до ареста в 1928 г. "Помню, вижу прп. Серафима Саровского. Он входит в балахончике ко мне — во сне — нагибается надо мной, а я сижу или лежу, не помню, и читает мне медленно молитву "Всемилостивую", а я ощущаю на лбу его слезы. Утром я вскочил и записал эту молитву: "Всемилостивая Владычице моя, Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дево Богородице Марие, Мати Божия, несумненная и единственная моя надежда, не гнушайся меня, не отвергай меня, не остави меня, заступись, попроси, услыши, виждь, Госпоже, помози, прости, прости, Пречистая!" О жизни в Лавре и о юности в Санкт-Петербурге он будет не раз рассказывать своим духовным чадам в течение всей жизни. Эти записи, а также полное жизнеописание старца опубликованы его чадами в четырех книгах в Москве в 1995 году. В 1966 году в Москве о. Симеон принял схиму с именем Сампсон. Скончался старец 24 августа 1979 года, похоронен на Николо-Архангельском кладбище под Москвой. На его могиле происходит много чудес и исцелений.
Людмила ИЛЬЮНИНА

Из многочисленных поучений старца — слова о посте и покаянии

† † †

Правило на святой Великий Пост. Крест — оружие. Вера — стена. Молитва — щит. Милостыня — шлем. Пост — воздержание, отсекающее от сердца злобу. Тогда будет венец в день Суда.

† † †

Предстоит Великий Пост, дни испытания на веру, дни испытания на любовь. И посмотрите сами в себе, как мы эти дни испытания проведем. И как нам быть? В чем заключается ключ этой любви? Прежде всего в постоянстве, да? Без постоянства мы не одолеем этой любви. Преподобные отцы так и указывают, что если постоянства не будет — наша любовь тщетная. Но как выпрашивают это постоянство? Единственный рецепт — каждый раз встать перед Лицем Божиим и перед Лицем Божией Матери. И вот это научит сохранить наше постоянство. От боязни оскорбить их, да? И потерять нить этой любви, да?

† † †

Какое ошибочное непонимание поста, когда это не связано с тайными духовными подвигами, т. е. трудами, а бывает только обрядовое и физическое! Такой пост буквально ничего не дает, даже озлобляет человека. Люди на почве воздержания озлобляются и впадают в состояние крайнего уныния, а это доказательство неправильности понимания святости поста. Бывают экстазы — духовные экстазы озлобленности и экстазы тщеславия — не на почве уныния, а как продукт неправославного понимания святости поста. Вот почему впавшие в духовную гордость, прелесть — они все постятся. Они очень немирные, потому что у них плача, стона постного нет. А тот, кто постится, тот вопиет: "Помилуй меня, пощади меня!" Он считает себя и чувствует себя (не только считает), что он худший из худших, последний из последних, да? Самый худой, самый гнилой, самый нехороший грешник, да? Вот это состояние плача, стона он выражает в воплях молитвенных. И поэтому у таких людей такая святость поста бывает — только сияние! Вот таких когда мы видим постящимися, они светятся от радости, от тихости, от поразительного какого-то детского веселия, хотя они не ели и не пили три дня. Но молились, большей частью, не по книгам, а Иисусовой, или как-нибудь по-другому…

"Православный Санкт-Петербург" № 3(45), март 1996 г.