Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Рубрика

МОЛИТВА — НЕУГАСАЮЩИЙ УГОЛЬ ДУХА

Иван Ильин († 1954) АКСИОМЫ

Большинству людей высшие молитвенные взлеты недоступны. Для того, чтобы испытать их, необходима такая энергия духа, такое долгое пребывание в отрешении от земных страстей и целей, которые несвойственны или недоступны обычному человеку. Однако есть иная возможность, скромнейшая, но драгоценная. Это есть водворение в глубине сердца некоего постоянного памятования о Боге, не исчезающего ни в каких жизненных положениях и ни при каких условиях. Памятование, о котором я говорю, есть состояние сердца и совести, а потому и воли, которое слагается и крепнет как бы "само", но именно от искренней и целостной молитвы. Всякая искренняя и цельная молитва есть событие в жизни человека, даже когда она длится краткий миг. После такой молитвы остается в сердце некий неугасающий уголь духа. Надо полюбить его свет; надо сделать его свет критерием добра и зла. Это и есть то самое, что выражается в жизни русскими словами: "Господь его надоумил", или обратно — "Бога в тебе нет"; "в нем искра Божия", или — "у этого человека темная душа…"

От настоящей молитвы у человека остается в душе некое тихое, тайное, безсловесное молитвование, подобное спокойному, но властному свету. И чем чаще человек осязает его в недрах своего сердца, чем охотнее и любовнее он прислушивается к нему, тем более власти приобретает в нем этот тихий свет, тем очистительнее его действие. Это безмолвное молитвование начинает непрестанно излучаться из глубины сердца, как бы желая освятить все жизненные содержания души. Это есть как бы негаснущая лампада перед иконой, но такая лампада, которую человек носит в самом себе; мало того, в которой таинственно заключается его собственное, его главное Я, трепетно предстоящее Господу Богу.

Тогда человеку достаточно "взглянуть духовным оком" в направлении этой светящейся глубины — и наступает чувство покоя и силы. Иногда достаточно мгновенной мысли об этой "открытой двери", и чувство одиночества исчезает. Этот "взгляд", этот "помысел" есть кратчайшая из молитв: но кто испытал ее живительную силу, тот никогда не забудет о Боге. Вспоминаются слова св.Варсонуфия Великого: "Если же и не произнесешь в сердце имени Божия, а только вспомнишь о Боге, то это еще скорее призывания и достаточно в помощь тебе" (Добротолюбие.П.584).

Человек может думать о чем угодно, есть, пить, спать, работать и предаваться отдыху, а внутренний свет не покинет его: он будет мерой вспыхивать и очищать его душу; давая силу, и волю, и умение выбрать благое; и лишать человека возможности совершать злые, низкие и пошлые поступки. При свете этой молитвенной Купины нельзя делать зла, и нельзя не делать того, к чему зовет совесть. Чем прочнее этот акт безмолвного памятования, тем духовнее характер человека, тем ближе он к Богу.

Таково действие сокровенной и постоянной, "неумолкающей", безмолвной молитвы. Она уже есть начало единения с Богом.