Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Загляни в себя

КАМЕНЬ НЕДОВЕРИЯ. КАМЕНЬ БЕЗРАЗЛИЧИЯ

"Просящему у тебя дай" (Мф.5, 42), — говорит нам Господь, но часто случается с нами, что вместо хлеба, просимого у нас, мы даем человеку камень, то есть на просьбу о помощи отвечаем чем угодно, только не помощью. Отчего так происходит? Может быть, от того, что не чувствуем самых простых вещей? Или по жестокосердию своему не можем сострадать просящему и поэтому отвечаем ему безразличием? Там, где всего лишь нужно дать прямой ответ, мы стараемся проанализировать, обдумать просьбу и после этого, как правило, отвечаем не на нее, а идя на поводу у собственного разумения, даем совет, как лучше поступить или вообще отправляем с такой просьбой к другим людям. И тогда слова наши превращаются в камни, которыми бьем мы людей, просящих у нас, а затем ложатся они тяжестью своею на нашей совести и давят порой долгое время до тех пор, пока мы их не заметим и не выкинем, раскаявшись, из наших душ.

Камнями недоверия и безразличия закидываем мы чаще всего людей бездомных, находящихся в сильной нужде, таких, как например, один нищий, оказавшийся случайно у подворья некоего монастыря. Будучи человеком далеким от Церкви и думая, что здесь-то ему точно помогут, он поднялся на второй этаж, откуда пахло свежими монастырскими щами. Жизнь на улице с большим стажем давно отбила у него всякие меры приличия, стыд, чувство стеснения. Здесь пахло едой, а десятью минутами раньше, сюда поднялся поп в рясе — эти два факта родили в нем надежду на что-то вроде благотворительного обеда для нищих. Он постучался в дверь. Ему открыла пожилая женщина в фартуке со светлыми улыбающимися глазами, голову которой плотно окутывал черный платок.

— Здравствуйте. Простите меня, что я к вам обращаюсь, — затараторил нищий ставшими ему привычными словами, — но я давно уже ничего не ел, ночую в подвале, там ждет меня тоже голодная жена. Она очень слаба и не может выйти на улицу. Помогите, дайте хоть кусок хлеба.

Про жену-то он для жалости наврал, а что касается голода — вот голод настоящий, двухдневный, если не считать пару глотков недопитого кем-то пива сегодня утром. Грязная одежда, тело, от которого распространялся едкий запах, осунувшееся и давно немытое худое лицо — тоже не из папье-маше.

— Не-е, парень, здесь тебе ничего не перепадет. Нас не благословляли, — ответила женщина со все еще светлыми глазами, давно уже получившая "неблагословение" для подобных случаев. — Ведь прете, как тараканы, чуть ли не каждый день. Раньше бывало приютишь такого, накормишь, работать он не хочет, а на вторые сутки сбежит вместе с каким-нибудь трофеем. Уж сколько натерпелись-то от вас…

— Ну подайте тогда хоть рублик, — сказал нерешительно бродяга, прислушиваясь к эху, звучащему в его голове: "Не благословляли!".

— Ты иди лучше в церковь, там, может, чего дадут. Здесь подворье. Мы ничем помочь не можем, — промолвила сочувственно женщина, и ее светлые глаза скрылись за обшарпанной дверью.

Еще больше сосредоточившись на своих внутренних ощущениях, бомж пошел прочь. "Подворье, церковь, благословение — чудно как", — подумал он и почувствовал себя пришельцем из другого мира.

Этот человек получил в ответ на просьбу о хлебе хорошо ему знакомый камень недоверия. Да, наверное, пока сами не испытаем крайней нужды и не опустимся на дно нашего с вами общества, не поймем, как тяжело получать эти камни. Наше социальное благополучие может прекратиться в любой день — все в руцех Божиих — и неизвестно, что станет с нашей порядочностью и благочестием в таких условиях. Возможно, мы тогда будем вызывать большее отвращение, чем те бомжи, которых мы видим каждый день.

Никому, наверное, не хотелось бы оказаться на месте слепого в следующей ситуации, произошедшей на площадке перед входом в метрополитен. У бедняги соскочила туфель с ноги. Час пик. Толпы народу, меняющиеся со скоростью человеческого шага, окружили и натыкаются на отчаявшегося человека, одной рукой держащего белую трость, а другую прижимающего к корпусу, чтобы использовать ее как буфер перед натиском давящих тел. Вот уже пять минут он безполезно призывал на помощь так близко стоящих к нему людей. Слетевшую с ноги туфель он нащупал палкой сразу, но никак не мог присесть, чтобы надеть ее обратно. Некоторые просто не обращали внимания на слепого, другие думали, что кто-нибудь другой поможет, но уже прошло несколько мучительно долгих минут. Слава Богу, благодаря одному юноше их было только пять, а сколько за это время было брошено камней безразличия — сотни.

Конечно, люди эти — бомжи, калеки — в большинстве своем и вороваты, и безчестны. Жизнь их не наполнена ни духовностью, ни музыкой, ни литературой. Все их существование кажется никчемным. И примеров-то их вероломству мы знаем сотни. Но разве говорит нам Господь, что если сто человек обманут тебя, сто первому не давай, а если просят тебя, а вокруг тебя сотни людей, то пусть даст кто-нибудь из сотни? Нет. Спаситель учит нас всепрощению, любви, заботе о ближних, и обращается Он лично к каждому.

Георгий ШЕВЧЕНКО