Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

«ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ — СЛУЖЕНИЕ БЛИЖНИМ»

25 февраля — день Тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Многая и благая лета!Ответы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы журнала "Русский предприниматель" (№9, ноябрь 2002 года)

— Легко ли быть сегодня в России предпринимателем тому, кто намерен твердо стоять в отеческой вере, жить по-православному?

— Православная вера накладывает нравственные ограничения на деятельность любого человека. Жить по совести нелегко, но тот, кто избрал честный путь, осознавая себя одновременно и православным человеком, и предпринимателем, получит больше пользы, чем стремящиеся к наживе любыми средствами. Будущее — за честными людьми, которым бизнес не дает забыть о моральной ответственности за свои поступки, за благо ближнего. Сегодня моральная атмосфера в деловом сообществе улучшилась: этические нормы всерьез принимаются во внимание многими бизнесменами. Это вселяет надежду. Еще раз подчеркну: в долгосрочной перспективе наиболее успешен будет тот, кто трудится на ниве предпринимательства не в ущерб своей душе и душам окружающих.

— Какие духовные усилия нужно приложить, чтобы, занимаясь бизнесом, соблюсти свою душу от греха?

— Нет какой-то особой, отдельной православной этики для бизнесмена в отличие, например, от ученого, водителя или землепашца. В свое время некий богатый юноша спрашивал Спасителя, как спастись. Христос ответил: "Соблюди заповеди" (Мф.19,17).

Да, идти путем спасения невозможно без соблюдения Закона Божия. Этим путем нельзя следовать, не прилагая постоянных, ежечасных усилий. Такого рода духовный труд одинаково важен и для простого рабочего, и для крупного финансиста или руководителя производства. С другой стороны, хотя личная этика остается сердцевиной христианской нравственности, невозможно исключить из духовно-нравственного контекста деловую активность и профессиональные отношения. Нельзя быть христианином только в храме и в собственном доме, а за их дверями жить другой жизнью и руководствоваться иными, чем христианские, принципами.

Нынче модно говорить, что вера является личным, "интимным" делом. Но если мы не будем подтверждать свою веру делами, — она станет пустой. "Вера без дел мертва", — говорит св.ап. Иаков (Иак.2.20). Пусть ваша деятельность будет продолжением веры.

— Когда и при каких условиях Православная Церковь благословляет предпринимательский труд? Каково общественное и духовное предназначение русского предпринимателя в современную эпоху?

— Любой труд благословен Богом, если он идет на благо людей. Труд предпринимателя — не исключение. Однако в современном мире получила развитие целая индустрия, направленная на эксплуатацию пороков: наркомании, пьянства, блуда. Церковь свидетельствует о греховности подобных занятий, поскольку они развращают и работающих в этой сфере, и тех, кто является потребителями "услуг". Самый тяжкий грех лежит на организаторах "индустрии порока". Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не может благословить их деятельность. Напротив, она призывает таких людей одуматься и принести Богу покаяние.

На современных русских предпринимателях лежит большая ответственность. От них во многом зависит, как все мы будем жить, хватит ли у нас сил и средств, чтобы наша страна имела достойное будущее. Церковь призывает к справедливому распределению плодов труда и одновременно — к помощи обездоленным, к защите безгласных и безсильных. Слишком многие люди в современном мире оказываются выброшенными на обочину жизни, часто не по своей вине. "Трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающемуся", — говорит св.ап.Павел (Еф.4,28).

— Ваше Святейшество, что могут сделать предприниматели, чтобы изменить общую атмосферу в российском деловом сообществе в сторону патриотизма, ответственности перед Родиной?

— Сейчас нужно говорить не столько об изменении взглядов отдельных групп, в том числе делового сообщества, сколько вообще об изменении нашего отношения к своей стране. Патриотизм православного христианина должен быть не набором слов и лозунгов, но основой реальных дел, действительной заботы об устроении народной жизни. Патриотичность общества во многом зависит от социальной направленности предпринимательства. Деловое сословие — наиболее активная и преуспевающая часть народа — должно показать добрый пример благотворительности, помощи нуждающимся. Это способствует снижению напряженности, укреплению авторитета власти и самих деловых кругов. Ведь богатый призван поддержать бедного, здоровый — больного, трудоспособный — престарелого. Когда простой человек почувствует себя защищенным в настоящем, когда он уверится в спокойном и достойном будущем, — наше государство станет справедливым и гармоничным, а люди будут с достоинством ощущать себя россиянами.

— Ваше Святейшество, видите ли Вы перемены в умонастроениях и духовных чаяниях людей, принадлежащих к предпринимательскому сословию, в сравнении с девяностыми годами? Чувствуется ли движение к вере, воцерковлению, приобщению к духовным ценностям?

— Конечно. Немало предпринимателей стали глубоко верующими людьми, начали соблюдать в быту церковные предписания. Отрадно видеть, что многие состоятельные люди, принадлежащие к бизнес-элите, помогают Церкви в деле духовного возрождения Отечества, жертвуют на строительство и реставрацию храмов и монастырей, творят дела милосердия. Но не следует забывать слов Спасителя: "Милости хочу, а не жертвы" (Мф.19,13). Многие русские предприниматели прошлого отличались щедрой благотворительностью и справедливым отношением к работникам, что было следствием глубокой религиозности. Убежден, что подлинное возрождение нашего национального хозяйства совершится, когда деловое сообщество сделает одной из главных своих целей служение ближним, в том числе через активную поддержку церковных социальных программ.

— Ваше Святейшество, еще недавно было модно говорить о так называемой "протестантской этике" в бизнесе. Есть ли у Русской Церкви свой взгляд на вопросы предпринимательской этики? В чем другие конфессии расходятся с православными по этому вопросу?

— Хозяйственная деятельность не должна отделяться от истинных и вечных нравственных законов. В этом суть этики любого предпринимателя, если он действительно является христианином, к какой бы конфессии ни принадлежал. Часто обольщение деловым успехом и материальными благами ведет к видимому торжеству человека, в то время как его душа удаляется от Творца. Именно подобные устремления сейчас, как правило, ассоциируются с пресловутой "протестантской этикой" в интерпретации Макса Вебера, которую сами современные протестанты во многом не разделяют.

С христианской точки зрения предпринимательская деятельность, как и всякий труд, сама по себе не является безусловной ценностью. Она ценна, когда являет собой соработничество Господу, способствует исполнению Божественного замысла о мире и человеке. Если же эта деятельность направлена на служение эгоистическим интересам личности и удовлетворение греховных потребностей духа и плоти, то она по сути своей разрушительна, даже если приносит временные земные блага. Позиция Русской Православной Церкви по данному вопросу обозначена, в частности, в Основах ее социальной концепции, принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 г. В документе сказано, что экономическая этика должна базироваться на двух основных принципах: понимании того, что материальные блага сами по себе не делают человека счастливым и представлении о нравственных побуждениях к экономичной деятельности: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающимся. Предпринимательство не должно сводиться к погоне за богатством, которая пагубно отражается на духовном состоянии человека и способна привести к нравственной деградации личности. Иисус Христос предупреждает: "Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения" (Лк.12,15).