Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Загляни в себя

ЛЖЕДУХОВНОСТЬ

Святая Гора Афон, Пантелеимонов монастырь. Братская усыпальница. Фото А.КитаеваОпасен путь лжедуховности, зиждущейся на всевозможных слухах, переживаниях, эмоциональных ощущениях и лжепророчествах, способных нанести огромный вред нашим душам. Дай Бог, чтобы лжедуховность была отвергнута и никогда не вторгалась в нашу жизнь, а все происходящее в жизни испытывалось в духе Евангелия Христова. "Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они. Потому что много лжепророков появилось в мире" (I Ин. 4,1).

Живя на Святой Горе Афон, радуешься, когда видишь благочестивых паломников, приехавших в земной удел Пресвятой Богородицы помолиться и поклониться святыням. Они ищут здесь духовную пищу и находят ее. Беседуют с духоносными старцами, исповедуются, приобщаются Святых Христовых Таин. Свои духовные переживания они увозят с собой, после открывают их своим родным и близким и через это приносят им немалую духовную пользу.

Но есть и другие паломники, души которых направлены к совершенно другому, к поиску сверхъестественных и чудесных явлений, будь то от Бога или даже от дьявола в виде страхования. Главное для них — соприкоснуться с потусторонним миром и узреть чудо. Желают лично пережить какие-то духовные ощущения и в поисках "духовного" преодолевают большие препятствия: пробираются по отвесным скалам, по узким тропкам, над пропастью, в суровую Карульскую пустынь. Многие такие искатели в первую очередь задают главный для их духовности вопрос: есть ли здесь бесовские страхования? Их не интересуют вопросы покаяния и молитвы… Второй их вопрос: где есть прозорливые старцы? Именно прозорливые, а не просто старцы. И третий: где бесов изгоняют? На Святой Горе Афон есть несколько духоносных отцов, которые совершают чин изгнания бесов. Делают это они по-особому благословению, имея харизму для изгнания бесов.

— А что, вы нуждаетесь в изгнании бесов? — спрашиваю я этих паломников.

— Нет, — отвечают.

— Но тогда почему же вас интересует это?

— Ну, знаете, интересно посмотреть, послушать… как бесов изгоняют. Говорят, что там кричат и рычат…

Я промолчал. Смотрю, паломники немного расстроились, что нет такого зрелища, где "кричат и рычат". Должен признаться, что скорбно мне было за этих паломников, ведь они ищут то, что не приносит духовной пользы, а, напротив, причиняет вред. Ладно были бы они одержимы, это одно, но ведь вроде нормальные люди…

Помню, как однажды в России меня пригласили в один храм, сказали, что там бесов изгоняют. Я стал отказываться, говоря: — Неужели это — главное, чтобы туда ехать?

— Да нет, — отвечают, — там батюшка хороший, поехали — помолимся.

Согласился, поехали. Приезжаем, смотрю, прихожан полный храм. Спрашиваю своих знакомых: "Это все прихожане этого храма?"

— Нет, это люди приехали на отчитку.

— Что, они все больные, одержимые?

— Конечно, нет, многие просто посмотреть приехали, как бесы выходят, да помолиться.

Началось богослужение. Тут же раздались крики, рычание и гнусное сквернословие. Помолиться мне не удалось, а вот чувство осквернения от гадких слов было очень сильное. Больно было наблюдать за происходящим, осознавая, что многие из пришедших, даже в этом горе людском, ищут зрелища. Жалко было болящих людей, но еще больше жалко зрителей…

Второе желание некоторых паломников — встретить прозорливого старца. Есть на Святой Горе Афон истинные старцы, молитвенники, имеющие дар рассуждения. Они дают советы вопрошающим, не от своего мудрования, а — от святоотеческого учения, от которого не отступают, ибо знают, что отступление от него ведет к гордыне и после ввергает в погибель. "Хотелось бы встретиться с прозорливым старцем. Отец Серафим, а правда, что такие старцы могут сказать, как мое имя, рассказать о моем прошлом?" "Зачем вам нужно, чтобы сказали, как вас зовут и приоткрыли ваше прошлое? Ведь вы сами о себе все хорошо знаете". "Это так, но когда это тебе скажет прозорливый старец, то это совсем другое дело. Ведь он может предсказать и мое будущее…"

Слушая таких людей, проникаешься к ним состраданием, понимая их болезненное состояние души, ищущей чего-то таинственного и сверхъестественного, совершенно противоположного истинной православной духовности. И ужасаешься, понимая, что их "духовное" стремление к прозорливому старцу похоже на визит к гадалке.

Но это еще не все. Самое привлекательное для некоторых паломников — это вопрос о бесовских страхованиях. Откуда же такой интерес? Оказывается, что они узнали об этом из многих современных публикаций, которые очень популярны в наше время. Они настолько захватывают дух читателя, что паломники, приезжая затем на Святую Гору Афон или в другое место, с нетерпением ждут, когда же они сами, своими ушами услышат топот и рев бесовский. Как ни странно, многие такие паломники получали желаемое… Эти страхования, как они называли их, — бесовские, приводили их в ужас. Конечно, бесовские страхования есть, это реальность, о которой мы читаем в патериках. О них написано, чтобы предостеречь нас и возвестить об опасности. Но не так, как сейчас представляют читателям бесовские страхования некоторые современные издания, путая их с реальными физическими явлениями.

Помню, однажды приехали на Карули паломники. Оказав им Святогорское странноприимство, мы разместили их по кельям: одного в Свято-Георгиевскую келью, двух других — в Иверскую… Рано утром прибегают эти паломники и давай рассказывать нам о бесовских страхованиях, произошедших с ними этой ночью. Говорили о рычании, вроде бы, мотоцикла, о стуках и грохоте. Мне стало жаль этих паломников, что они, бедные, всю ночь не спали, да еще до смерти напугались. Стал я их успокаивать и объяснять эти "бесовские страхования". Говорю брату, ночевавшему в Свято— Георгиевской келье, у которого было "страхование от рычащего беса": "Видишь, тут огромная скала, а внизу — море… ночью рыболовные суда ловят рыбу, а скала резонирует шум моторов, так что бесовское рычание тут ни при чем".

— Да?! — паломник разочарован. — А я-то думал, это меня бес пугает, так жутко было…

— А вот у нас точно был бес, — убежденно говорят два других паломника, ночевавших в Иверской келье. — Стук вроде копыт, грохот всю ночь… Так напугались, что до утра глаз не сомкнули…

— Братья мои, — пытаюсь успокоить я их. — Чего же вы испугались? Это был просто грызун, живущий в келье. Он вас и безпокоил. Мы, живущие в Карулях, о нем знаем. Порой он так разойдется: бегает на крыше, по железу стучит, кажется, что табун лошадей бежит.

К сожалению, все аргументы, которые я приводил, они не хотели принимать и упорно доказывали, что это было бесовское страхование. Складывалось впечатление, что они сами желали верить в то, что это был бес, а не грызун. Перед поездкой на Карулю, эти паломники читали о бесовских страхованиях, и уже психологически были настроены на встречу с ними. Поэтому им тяжело было смириться с истиной. Конечно, это беда, но еще ужасней, что возвращаясь со Святой Горы Афон, они вводят в заблуждение других людей, печатают статьи и книги о бесовских страхованиях, коим "сами были свидетелями". Но разве могут принести духовную пользу статьи и книги, содержащие ложь? А ведь некоторым экзальтированным людям кажется, что они черпают духовное сокровище.

Многие паломники спрашивают, были ли у меня бесовские страхования на Карулях? "Слава Богу, не было!" — отвечаю. Смотрю, лица у паломников сразу же меняются. И мне становится понятно, что им дальше уже не интересно. Говорю тогда им: "Были у меня физические страхования: камнепады, змеи, скорпионы, мыши, крысы…" "Это-то понятно, но вот вы, быть может, что-то видели, чувствовали? К примеру, бесов или ангелов?" "Нет, — отвечаю. — Бесов я не видел, а ангелов тем более, так как недостоин этого. Кто-то из святых Отцов сказал: "Лучше узреть в себе грех, нежели увидеть ангела".Грех узреть и в покаянии оплакивать себя, испрашивая прощения у Бога, — в этом вижу истинное благо для души".

Да, вымышленные истории и легенды, публикации, умышленно замешенные на лжечудесах и лжесенсациях, пользуются небывалым спросом. Им придается духовная окраска последних времен. Люди увлекаются ими и впадают в заблуждение… К примеру, что Иверская икона, находящаяся на Святой Горе Афон, недавно уходила из Иверского монастыря, и братия с плачем и молитвой возвращали ее назад… В моей беседе с насельником Иверского монастыря выяснилось, что икона никуда не уходила. Монах ключник, присматривающий за иконой, был удивлен и спросил меня: "Кто распространяет такую ложь? Кому это надо? Неужели это вызывает духовное настроение в народе?" Да, вызывает. Люди идут в церкви, причащаются, исповедываются, но, к сожалению, все это делается по мотивам не истинно духовным, а из-за страха перед грядущими бедствиями и кончиной мира.

Много лжепророчеств распространяется среди православных христиан. Такие лжепророчества способны производить ужасные действия: люди продают дома и квартиры, раздают имущество, запасаются продуктами питания, одеждой и медикаментами, уходят из городов в деревни и леса. Так люди попадают в зависимость от лжестарцев и лжепророков, которые легко ими управляют. Эти братья и сестры, на самом деле, достойны сострадания, ибо ищут прежде не Царствия Божия и правды его, как заповедовал Христос, а ищут способов, как бы уйти от цивилизации, переписи населения и принятия паспортов. Люди думают о мирском, а не о вечном, полагаясь на себя, а не на милость Божию, могущую покрыть нас от грядущих бедствий.

Сравнительно недавно произошло ужасное событие, причиной которого было лжепредсказание на 11 августа 2002 года. Распространялись слухи о якобы грядущем землетрясении, предсказанным каким-то румынским старцем, живущим на Святой Горе Афон. Действительно, на Святой Горе Афон живет румынский старец о. Дионисий, но я никогда от него не слышал подобного пророчества. Что же произошло на самом деле? А произошло вот что… На Святую Гору приехал в паломничество один монах (простой монах, а не старец) из Румынии, и приснился ему здесь сон о грядущем землетрясении в России и на Украине. О своем сновидении монах поведал русским паломникам, которые и привезли "откровение" на Родину. В одном городе N люди в панике стали вопрошать: "Что же нам делать? Как нам спастись от землетрясения?" Пошли сплетни, что "старцы сказали", что спастись можно только проведя ночь в храме. Люди начали обзванивать своих знакомых и близких, предупреждали о грядущем землетрясении, призывали всех исповедаться и причащаться. Люди шли к настоятелям, просили разрешения на ночное пребывание в храме. Получая отказ, ожесточались, осуждали их… И вот наступила ночь 11 августа. Ночь бодрствования, ожидания грядущего бедствия. Люди прятались кто где мог, кто в подвале, кто в машине, а кто на улице. Объединялись вместе и уезжали за город, разбивали палатки и в ужасе ожидали исполнения "пророчества". Нужно было запастись великим терпением, так как накануне 11 августа стали распространяться слухи, что землетрясение должно произойти не 11 ночью, а с 11 по 14 августа. Все это время люди пребывали в панике. Говорили уже не только о землетрясении, но и о других пророчествах, услышанных и прочитанных. Тянулись дни ужасного ожидания. И вот наступило 14 августа — радость, люди возвращаются в свои дома и квартиры. Все ищут логического объяснения происшедшему: то ли Господь помиловал? то ли еще что?.. О пережитом старались не говорить и делали вид, что ничего не произошло. Правильного вывода народ для себя так и не сделал! Казалось бы — все, можно облегченно вздохнуть и продолжать вести нормальную христианскую жизнь. Ан нет, нашлись "мудрецы", которые сказали, что 11 августа — это не по новому, а по старому стилю… Наступило 11 августа по старому стилю. С людьми повторялось нечто подобное предыдущей панике, но землетрясения так и не произошло. Страсти поутихли и теперь поговаривают, что пророчество надо было понимать духовно. Один мирянин вспоминает, что все тогда происходящее напоминало ему учения гражданской обороны. Подымались бытовые вопросы: сколько купить спичек, соли, хлеба и т.д. Духовная же сторона была отодвинута на второй план. Страх и трепет перед грядущим бедствием не давали места здравому рассудку. Слава Богу, что не все люди поддались массовому заблуждению, нашлись и рассудительные, обличавшие лжепророчество. Увы, их мнение не воспринималось всерьез, их всячески клеймили как бездуховных людей…

Неужели не видят люди всего происходящего безумия и разве это не лжедуховность? Но, как ни странно, некоторым людям, по-видимому это нравится, ибо они с нетерпением ждут новых пророчеств и ищут прозорливых старцев, чтобы узнать у них о приближающихся страшных событиях.

Монах Серафим (ШОЛКОВ), Святая Гора Афон