Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Память 2 января

ЧЕРЕЗ СТО ЛЕТ…

Схиигумен Илия в рясе св.прав. Иоанна Кронштадтского с авторомВ этом году по приглашению архимандрита Венедикта (Пенькова), наместника Свято-Введенской Оптиной пустыни мы с женой оказались на Пасху в старейшем монастыре России, где и пробыли всю Светлую седмицу. Мы привезли с собой великую святыню, хранящуюся в нашей семье уже сто лет — рясу св.прав. Иоанна Кронштадтского. Рясу сам Батюшка подарил нашему прадеду — протоиерею Петру Полякову (1858-1922) в знак их особой духовной близости. Потом она была передана его сыну, нашему деду, протоиерею Симеону Полякову (1890-1964). По семейной традиции раз в году на Пасху мой прадед, затем и дед приносили в храм рясу как великочтимую святыню. Поэтому мы и решили взять ее на Пасху в Оптину, тем более, что Всероссийского пастыря и оптинских старцев связывали незримые, но крепкие духовные отношения. В конце XIX — начале XX века Оптина пустынь и Кронштадт были известными духовными центрами России.

Оптинский старец иеросхимонах Анатолий (Зерцалов), будучи больным, осенью 1892 г. ездил к отцу Иоанну в Кронштадт, где они вместе сослужили литургию в Андреевском соборе. Когда состояние старца Анатолия сильно ухудшилось, и об этом узнал отец Иоанн, он послал ему в Оптину письмо: "Возлюбленный о Христе брат Анатолий, прими сердечные пожелания выздоровления и молитву о тебе к Врачу Всемогущему. Протоиерей Иоанн Сергиев 1893 год 17 декабря".

При встрече в Николо-Бабаевском монастыре отец Иоанн благословил оптинского писателя Сергия Нилуса словами: "Пиши, я люблю все, что ты пишешь".

С радостью и любовью встретили рясу Иоанна Кронштадтского братия монастыря. Всю Светлую неделю под колокольный звон совершались крестные ходы с рясой праведного Иоанна Кронштадтского вокруг храмов монастыря. После молебна, который отслужил старец схиигумен Илия — большой почитатель батюшка Иоанна, он сказал проникновенную проповедь о великом Всероссийском пастыре и помазал всех маслицем, привезенным нами из Иоанновского монастыря с гробницы Батюшки. Ежедневно по окончании литургии монахи и паломники прикладывались к рясе. Но особое значение приобрел молебен и крестный ход в Иоанно-Предтеченском скиту.

Отец Иоанн не бывал никогда в Оптиной, хотя приезд Батюшки намечался на 1902 год, когда в Иоанно-Предтеченском скиту был построен новый каменный храм, посвященный свт. Льву Катанскому, небесному покровителю первого оптинского старца иеросхимонаха Льва. В нижнем этаже этого храма находился придел в честь прп. Иоанна Рыльского, небесного покровителя о.Иоанна. На освящение храма оптинская братия и пригласила приехать чтимого Кронштадтского пастыря. Батюшка не смог приехать на освящение храма из-за болезни. Крестный ход с рясой св.прав. Иоанна Кронштадтского в Оптиной пустыни

К сожалению, сейчас в здании этого храма находится гостиница. После молебна и крестного хода с рясой св. прав. Иоанна Кронштадтского вокруг бывшего храма Льва Катанского игумен Иоанно-Предтеченского скита отец Тихон придал этому событию символическое значение, выразив надежду на скорейшее возрождение этого храма. Он сказал: "Через сто лет к нам будто вернулся Великий Кронштадтский пастырь и прошел с нами крестным ходом, у нас появилась надежда, что этот храм теперь обязательно возродится".

В заключение хотелось рассказать о встрече с иноком Оптиной пустыни. Он рассказал нам о молитвенном заступничестве супруги Батюшки Иоанна Кронштадтского — Елизаветы Константиновны: "У меня были скорби из-за моей гордости, разладились отношения с людьми. Мир был утерян, я переживал большие смущения, боль в груди, все из рук, как говорится, валилось, не было ни сил, ни желания молиться или что-нибудь предпринимать. В таком тяжком состоянии я уснул. Во сне увидел, что спускаюсь по узкой лестнице куда-то в подземелье, вижу бревенчатые стены и испытываю то же самое тяжелое состояние. Слышу голос: "Молись жене Иоанна Кронштадтского". Вдруг вспомнилось имя матушки, хотя я не уверен, вспомнил ли бы его раньше. "Матушка Елизавета, помоги!" — как-то само произнеслось. Тут же со мной что-то случилось, я почувствовал легкость, радость такую, когда проходит сильная боль. Сразу проснулся, все изменилось. Еще вчера я не знал, куда деться, а тут с бодростью приступил к своим делам, в общении с людьми чувствовалась теплота, как будто произошло у меня, наконец, желанное примирение с небом и землей. В скорбных случаях стараюсь и сейчас обращаться с молитвой к приснопамятной старице: "Матушка Елизавета, помоги!" По просьбе инока я отослал ему фотографию матушки Елизаветы.

Владимир ПОНОМАРЕНКО, СПб