Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Во Христе

ПРИБЕЖИЩЕ ТВОЕ

Иерей Евгений СТРУГОВЩИКОВ, клирик церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Приморском пр. К кому прибежать, чтобы успокоиться от обремененности заботами нашей жизни? — это вопрос всех людей. Библия отвечает на этот вопрос так: "Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое" (Пс.17,3). Господь — Прибежище, говорит псалом. И мы вторим в молитве вечерней: "Прибежище мое — Сын". Господь говорит нам: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф.11,28). Значит, скорее нам нужно устремиться ко Христу, Которого и называем Прибежищем в наших молитвах: "Усердно к Нему прибегаем, скорому Избавителю и Спасителю душ наших". Нужно скорее стать как можно ближе к Нему, а если возможно, то едиными с Ним, как говорят богослужебные тексты: сотелесными Ему, т.е. стать едиными с Ним даже телесно. Это и значит войти в Церковь, ведь, как говорит апостол: "Церковь — это Тело Христово" (Кор.1,24), а "мы Его члены" (1Кор.12,27). И причащаемся мы, т.е. соединяемся с Богом, как духовно, так и телесно. "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин.6,56). Причащаясь Тела Христова, "делаемся нетленными" (тропарь 8 песни канона ко Причастию), т.е. вечными. Как говорит св. Максим Исповедник, а затем вторит ему св. Григорий Палама: по благодати становимся безначальным и безконечным человеком. Достигаем окончательной цели, "обожаемся и оживляемся", становимся едиными со Христом (молитва прп.Симеона Нового Богослова). Поэтому говорит Господь: "Аз есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14,6). Это — единственный путь спасения.

Почему Он — единственный Путь? Во-первых, потому, что Христос — "один из нас", т.е. такой же человек, как любой из нас, но Он же и Бог во всей полноте. Если бы Он не был Богом, не мог бы спасти нас, ведь помочь нам и спасти может только больший меньшего.

Во-вторых, потому, что Он жаждет, чтобы все спаслись, Он проникнут милосердием к каждому человеку. У Него нет никакой корысти, Он равно смотрит на всех, на последнего грешника. Об этом говорит Он Сам через пророка: "Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам" (Иез.33,11). Святой Василий Великий объясняет в своей молитве, что так говорится потому, что Христос не хочет погубить созданное Своей рукой, не хочет, чтобы человек погиб, но хочет, чтобы все спаслись и пришли к пониманию Истины. И святой Амвросий Медиоланский вторит ему, говоря, что Господь милует все, и ничего из созданного Им не отвергает.

В-третьих, Он преподает нам средство спасения — Церковь, путь к единению с Богом, или путь обожения, как говорили наши святые Отцы, ведь Он оставляет нам делающее человека Богом Таинство Причастия.

Такими качествами не обладает никто под небом, никто во времени. Есть ли еще Богочеловек? Посмотрим внимательно. Только Христос может спасти. Так говорят об этом безчисленные наши молитвы. Поверим и проникнемся этой глубокой истиной. Если нет веры, нет результата. Христос зовет всех, но откликается мало. "Много званных, а мало избранных", — говорит Господь (Мф.20,16). Прибегнем к Нему, научимся от Него. Бог объемлет всех "бездонной бездной милосердия", зовет всех, отворачиваясь от Него, люди утопают в пучине житейских попечений. Отцы говорят нам, что спасение осуществляется не только непрестанным Божественным желанием о спасении всех, но и волей человека.

Будем помнить о том, Кто Христос. Святой Симеон Метафраст говорит: "Единый Чистый и Нетленный Господь, у Которого милость и любовь к человеку выше слов. Воспринявший все наше человеческое существо. Божественная Премудрость, Мир и Сила. Воспринявший, дающие жизнь, спасительные страдания. Умерщвляющий мои телесные страсти, разлагающие душу. Пленивший царства ада. Погребающий под благими помыслами мои лукавые мысли и Уничтожающий лукавых духов. Восставляющий человека. Научающий примерами покаяния человека, заблудившегося в грехах. Обоживший человеческую плоть в Вознесении. Делающий Своих учеников сосудами, в которые сходит и пребывает Дух Святой. Судья Правды над вселенной".

Помним о том, Кто есть Христос. Если будет эта память, все сильней и сильней будет вера. Из этого памятования родились все богослужебные тексты, прославляющие Несравненного Господа. Он один из нас, Человек, Он же и Бог Совершенный.

Богослужение не случайно насыщено прославлением Господа Христа. Все это для того, чтобы непрерывное памятование о том, Кто есть Христос, делало нашу веру глубокой. Непрестанно начинает человек помнить о Христе, не оставляет этой памяти и в смерти своей. Кроме того, памятование и размышление о чем бы то ни было вытесняет всякие мысли кроме той, что является главной. Так и здесь, памятование Христа вытесняет все. Потому и просим в молитве: "даже на самую малость да не удалюсь от общения с Тобой, будучи пойман мысленным волком" (свт. Иоанн Златоуст ко Причастию). "Мысленный волк" — это хищный лукавый дух, желающий поглотить человека, и потому уводящий его мысли в стороны, привлекающий внимание к разным предметам, чтобы человек не помнил Бога. Памятование Христа питает обильно нас, душа очищается, начинает постепенно, даже не замечая, вследствие этого, уподобляться Христу. Пропитаемся же таким памятованием о Христе.

Иерей Евгений СТРУГОВЩИКОВ, клирик церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Приморском пр.