Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

День Ангела

И НЕЗАБУДКА СЛАВИТ ГОСПОДА

Отец Иоанн Миронов

25 ноября о.Иоанну МИРОНОВУ исполняется 76 лет

В небольшой церкви во имя иконы Божией Матери "Неупиваемая чаша" всегда много народу: послушать берущие за душу проповеди настоятеля храма о.Иоанна МИРОНОВА приезжают со всех концов Петербурга. А старенький батюшка помнит в лицо и по имени каждого своего прихожанина, знает, как и чем живут его чада и чадца, всем помогает мудрым советом, добрым словом. Удивительно быстро летит время общения: батюшка выходит на середину и, читая проповедь, постоянно обращается с вопросами, замечаниями к своей пастве, вовлекая их в разговор, ласково обращаясь: "Возлюбленные мои, братья и сестры!" Прихожане поют псалмы, цитируют Библию, живо участвуя в проповеди-разговоре, проповеди-беседе. И внимательно слушают, боясь пропустить хотя бы слово дорогого батюшки. Прочтите и вы, дорогие читатели, проповедь батюшки "О дарах Божиих".

† † †

— Каждый человек благодатию Святаго Духа призван на дела благая. Апостол Павел так говорит о дарах Божиих к роду человеческому: "Дары различны, но Дух один и тот же; И служения различны, а Господь один и тот же; И действия различны, а Бог один и тот же…"(1Кор. 12,4-6). Птицы небесные славят Бога своим пением, полевые цветы возносят к Небесам свое благоухание, как фимиам хвалебный, деревья осыпают землю своими плодами, облака орошают ее своим живительным дождем, звезды озаряют ночную тьму своим чудным сиянием — вся природа служит Творцу и славословит Господа. И среди нас, слуг Христовых на земле, каждый имеет свое назначенье: один трудится над пропитанием многочисленной семьи, другой отдает свои силы и способности общественному делу, третий, обезсиленный болезнью, является молчаливым примером терпения и покорности. Писателям и поэтам дан дар слова, иной одарен чудным голосом, другому дано сидеть в немом благоговении у ног Христа.

— Помните ли, кто сидел у ног Христа? — спросил вдруг батюшка, обращаясь к прихожанам.

— Мария, — ответил дружный хор.

— Верно. "Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее" (Лк.10,42). Да, дары, полученные нами, различны, но каждый из нас должен служить Господу именно тем даром, который он получил свыше, как бы ни был сей дар скромен и незаметен. Посмотрите, вот маленький цветочек незабудка, а какой он красивый! Он сочетал небо и сочетал землю. Видите как!.. каждый маленький цветочек, каждая тонюсенькая былинка у Господа благословенна. Так и все наши труды, и каждого человека Господь благословляет. Не будем же терять время в безполезном старании сделать то, что нам не дано. Но довольствуясь каждым полученным от Господа даром, будем непрестанно развивать его во славу Божию, и в конце нашей жизни, Бог даст, и мы услышим слова Спасителя: "Хорошо, добрый и верный раб, в малом ты был верен, — над многим тебя поставлю. Войди в радость Господа Твоего". Вот, возлюбленные, какую радость несет нам Господь, какую любовь он дает нам, чтобы мы и в малом были верны. Поэтому не будем грешить, ропща: "Господи, вот Ты другому дал три таланта, а мне — ничего". Каждому дается и талант, и жизненный крест по силе и возможности. Помните, как один человек обижался, что ему очень уж тяжелый дан крест жизненный, и ему не по силам нести его. Тогда он вдруг чудесным образом увидел поле крестов и услышал голос: "Выбери себе крестик сам". Стал человек выбирать: то приподнимет мраморный — нет, не поднять, золотой и вовсе не по силам, к железному не подступиться… тут видит, в сторонке малюсенький деревянный крестик лежит. "Дай-ка, я его подниму", — решил он. Взял малый крест, а тот и вправду легок. "Господи, мне бы такой вот крестик", — взмолился ко Господу. И услышал голос: "Ты его и несешь…"

Все мы за свой жизненный крест и за каждый полученный дар должны благодарить Господа. Но не нужно превышать своих сил: человек, как струна, если ее крепче и крепче натягивать — лопнет. Плакалась мне как-то одна женщина о беде, произошедшей с ее дочерью: училась девушка хорошо в институте и вдруг… "лопнула струна"… И я сказал матери: "Не от того ли это, что вы не досмотрели? Девочка, наверное, очень была перегружена". Мы все хотим, чтоб наши дети были лучше и умнее других, а на деле видим потом "оборванную струну". Не делайте из своих детей вундеркиндов. Как говорил святитель Митрофан Воронежский: "Приложи труд и храни во всем мерность". Меру во всем надо знать.

Помните, сколь немощны и слабы были апостолы, когда Господь оставил их. Но воскреснув, Господь дал им дары Духа Святаго — и пошли апостолы по всей Вселенной и проповедовали Евангелие всей твари. Вот что значит иметь дары Божии — неграмотные рыбари вдруг стали говорить на разных языках. Господь может облагодетельствовать в одну минуту: дать познание языков, дать такие таланты, каких человек не подозревал в себе. Одно мгновение может превратить человека в совершенно неузнаваемого.

И дал нам Господь самый священный дар — дар любви к Создателю и к людям. Мы должны возлюбить Господа всем сердцем, всей душою, всею крепостью, всеми помыслами; должны любить ближнего, как самого себя. А как часто бывает, мы сами и покушаем, и оденемся, а об обездоленном человеке забудем. Можно ли так поступать?

— Нельзя, батюшка! — раздаются сопереживающие голоса.

— А должно делать, как Господь говорил, что если увидел жаждущего — напои его, видишь алчущего — накорми его, видишь нагого — одень его. Вот самые ценные дары милости Божией — любовь и сострадание. И этими дарами мы должны, как говорит псалмопевец, и в телах, и в душах наших прославлять Господа. То есть все наше существо должно служить Господу в чистой, незадремной совести.

Вспомните, как мы в детстве готовились к праздникам, пусть даже не к духовным, но как готовились, как ожидали! Даже ночью просыпались и раздумывали, как нам лучше одеться, как лучше выступить. Так и к встрече с Господом мы должны готовиться, ибо говорит Он, что не знаем мы ни дня, ни часа, когда постучится к нам Господь. Видите, многих уже нет, которые стояли вместе с нами в храме и молились, — они уже отошли ко Господу. И нас Господь в любую минуту может призвать — надо быть готовыми и всегда стоять на страже своей души, как воины доброповинные.

Мы получаем великие дары в таинстве Крещения, в таинстве Миропомазания, в таинстве святой Евхаристии и Покаяния — какие дары, возлюбленные братья и сестры! Господь непрестанно нас благословляет. Как мы должны радоваться, как должны благодарить Его за эти дары спасительные! Но часто наша душа спит. И восклицает песнопевец: "Душе моя, душе моя, востани, что спиши? конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй" (Великий канон св.Андрея Критского). Надо воспрянуть, как блудный сын: "Встану, пойду к отцу моему". И когда мы воспрянем духом — благодать Духа снизойдет на нас. Господь наш пастырь, Он любит и согревает нас. Вот мы бывает на природу обижаемся: холодно. А какая у нас молитва? Горячая, искренняя? Нет, холодная… Вот Господь за хладность и посылает нам холод. Как-то мне рассказывал один человек: "Батюшка, мы замерзли, пока ехали к старцу. А когда приехали, вышло солнце и такая стала жара, что мы сняли свои свитера и пиджачки, а дело-то было осенью". Вот, значит, какой бывает молитва праведника! А помните, как пророк Илия заточил Небо и по молитвам три дня не было дождя? И помолился потом пророк Илия — и пошел дождь. И все и вся напоил Господь, и засуха пропала, и созрели плоды. Вот так нужно, чтобы и наша молитва была горячая. Так молился преподобный Ефрем Сирин. У него такой был жар в душе, что он не мог терпеть и кричал: "Господи, отними от меня хоть немножко этот жар!" Вот сколько было у него благодати! И этот благодатный дар мы должны просить у Господа. Господь говорит: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам"(Мф.7,7). И мы должны стучать и искать, и просить, и Господь все даст нам. "Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю" (Ин.14,14).

Господь дает нам самое основное, когда говорит: "Мир оставляю вам, мир мой даю вам"(Ин.14,27). Но есть ли в наших семьях мир и любовь? Нет. Очень редко я наблюдаю, чтобы были в какой-нибудь семье мир и счастье. Сколько ко мне приходит людей, сколько выплескивают горя, сколько страдания, сколько раздоров. Страшно! Поэтому часто думаю: Господи! Что мое горе, если у других еще больше страданий, забот, хлопот. Помните это чудное стихотворение: "Право, о собственном горе своем…"

— "Думать становится стыдно", — подхватывают прихожане.

— Да, стыдно, ведь у других, может быть, еще хуже. Поэтому будем учиться благодарить Господа, учиться молиться, любить, хранить мир. Не зря тех, кто хранит мир, Господь называет миротворцами: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф.5,9). Вот как хранить мир-то семейный.

Помню, рассказывали мне, как одна женщина приехала к старцу: "Вот у нас, батюшка, в семье раздор. Все с мужем ругаемся".

— Слышишь ли, Неонилушка? — обратился вдруг о.Иоанн к молодой женщине, стоявшей совсем рядом.

— Слышу, батюшка, — опустила она глаза и улыбнулась. А о.Иоанн продолжал: — Тогда этот старец и говорит: "А ты, деточка, возьми в рот крещенской водицы и молчи. Муж-то пусть ругается, может, и побьет немножко, а ты водичку-то держи до конца. Муж и уймется". Приезжает эта женщина к батюшке в другой раз — и в ножки: "Спасибо, батюшка. У нас в семье такой мир теперь, такое согласие. Водичка-то ваша спасла нас". "Не водичка спасла, — улыбнулся старец, — а твое послушание". И впрямь, много ли для мира семейного надо? Женщине помолчать маленько, а мужу и ругаться не из-за чего будет, коли жена смиренница. Мы же частенько хотим настоять на своем, перекричать всех, чтобы все было по-нашему. Мол, кто он, муж такой? Да он подметки моей не стоит!.. Можно ли так говорить?

— Нельзя, батюшка, — хором ответила женская половина паствы.

— Нельзя. А кто так ведет себя, у того нет смирения. А без смирения — распри, раздоры. Как говорил апостол Иаков, "откуда у вас распри и раздоры? Не от вожделения ли воюющих ваших членов?" Вот, возлюбленные, откуда идет горе-то все. Это наше невоздержание, наша невоспитанность. А когда мы воспитаем себя и будем нести тяготы друг друга, то научимся исполнять закон Христов. Наука из наук — изучить закон Христов и жить по его заповедям.

† † †

День рождения любимого всеми нами батюшки приходится на день памяти святителя Иоанна, Патриарха Александрийского, названного Милостивым, и мы спросили у о.Иоанна:

— Батюшка, покровительство того или иного святого по нашему рождению — тоже ведь дивный Божий дар?

— Безценный дар! Когда я прочитал житие святителя Иоанна, — очень обрадовался, что он был человеком доброты необыкновенной. Ведь и меня Господь с ранних лет вел путем милосердия. Помню, сколь сердобольной и милостивой была моя матушка: мы нищенствовали, но она всегда отдавала последнее людям. И Господь воздавал за это сторицей: Он выводил нас из самого трудного положения, из любого жизненного тупика. Возвеси на Господа печаль твою, и той тя пропитает и даст вовек молвы праведнику. Если мы вверяемся в руки Божии, то нам всегда легко.

Когда же избрал я духовную стезю, моими наставниками были лучшие пастыри — преподобные отцы Серафим Вырицкий, Кукша Одесский. Господь Милосердный дал мне такую долгую жизнь, что я дожил до их прославления и теперь молюсь им как преподобным. Я знал всех печорских старцев. Помню молодыми о.Николая Гурьянова, архимандрита Иоанна Крестьянкина, особенно близки мы были со схиигуменом Саввой (Остапенко). Все эти дивные старцы были необычайно милостивые, поэтому народ и прилеплялся к ним. Как мог, я учился у них.

Теперь уже сам учу молодых священников служить Богу и людям с любовью и нелицемерно. Ибо, как говорил Святейший Патриарх Алексий I, фальшь русский человек сразу видит и слышит.

А дорогим читателям "Православного Санкт-Петербурга", которых я очень люблю, хочу пожелать жить в любви Христовой, но идти каждому по своему пути, согласно дару, данному нам Богом. Все мы должны сами выбирать свой путь, потому что христианство — это не религия рабства, но религия свободы. Господь говорит: кто примет Меня, Я сделаю тех свободными. И в каждом своем выборе мы свободны. Свободны избрать то дело, которое любим, чтобы служить Богу и людям как можно усерднее.