Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Слово пастыря

ИМЕЮЩИЙ УШИ ДА СЛЫШИТ

Вера, как говорится в Священном Писании, "рождается от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10,17). Пока младенец не услышит, что плохо, что хорошо, его поведение не станет верным. Так и слушающий Божественное Слово обязательно приобретает веру и знание о том, что есть благо и что зло. Не слушающий же будет блуждать в слепоте, не зная, правильно или неправильно он поступает. Тот, кто усердно будет вникать в обращенные к нам слова Священного Писания и Священного Предания, постепенно будет уничтожать все заблуждения и приобретать мудрость.

Непрестанное вникание в духовное знание, содержащееся в Библии, поистине безценно, ведь то, что открывается в словах Писания, является Откровением, знанием, как жить, оружием против всех противников, другом, ведущим ко спасению. Всем сердцем нужно поэтому предаться вниманию в слышании учения церковного. Слово Божие и истолкование Его - драгоценность, превосходящая все драгоценности во Вселенной, дающая единственное потребное человеку постижение. Слово Божие открывает все покровы и делает видимым суть всех вещей. Это Слово, обращенное к нам, приносит нам ни с чем не сравнимую пользу, ведь оно непогрешимо проникает во все и дает возможность проникнуть нам во все. Как говорит апостол: "слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр.4,12).

Первое знакомство с Писанием дает человеку намек. Писание говорит: "Кто неразумен, обратись сюда" (Притч.9,4). Дальнейшее внимание к Писанию дает постепенное разумение в соответствии со способностью слушающего. Кто не оставит усердного вникания, увидит внутренний смысл Писания лицом к лицу.

Святитель Василий Великий настаивает на исследовании Писания. Говорит так: тот, кто "упорно будет останавливаться на голой букве держась первого, представляющагося ему смысла, тот, вдавшись в иудейские и бабьи басни, состареется в совершенной скудости достолепных понятий о Боге". Говорит еще: нужно "не мимоходом выслушивать богословские слова, но прилагать старание - в каждом речении и каждом слоге открывать сокровенный смысл". Это, говорит он, "есть дело не нерадивых в благочестии, но знающих цель нашего призвания". Преподобный Максим Исповедник учит: "по причине благодати каждая, даже случайная, буква Божественного Писания может быть постигнута многоразличным образом для пользы добивающихся добродетели и ведения".

Человеку усердному откроется дух Писания. Безконечна необходимость слушать, как говорит Спаситель: "Кто имеет уши слышать, да слышит!" (Мф.11,15).

С глубокой верой, благоговением и почтением отнесемся ко всему, что несет Божественное знание: к Священному Писанию, к святым, великим людям прошлого и настоящего, передающим нам Божественное Слово, к книгам, написанным великими святыми и подвижниками. С усердием необходимо вникать словам проповедников, всячески устраняясь от непочтительности к ним. Может представляться, что тот, кто проповедует, исполнен недостатков, зачастую знает меньше нас или живет не духовно, говорит косно, но нам полезнее в корне уничтожить такую мысль и не допускать в свое сердце никакого высокомерия и презрения к тому, кто излагает нам Божественные Истины. Даже если мы слышим одно слово о Боге, самое короткое наставление, нужно проникнуться благоговейным вниманием к тому, кто говорит его нам. Так полезнее для нас самих. Фарисеи, окружавшие Христа и всячески препятствовавшие Его проповеди, были людьми со многими недостатками, исполненными "лукавства" (Лк.11,39), как сказал Спаситель, однако, Сам же Господь научает нас: "все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают" (Мф.23,3).

К проповеднику поэтому лучше всего относится с почтением, стараясь проникать в смысл того, что он нам говорит, не гневаться и не придираться к недочетам. Хорошо, если будет у нас жажда ко всему, научающему нас Божественным Истинам, жажда неимущего, открытого и чистого от предвзятости сердца, в сосредоточенном слушании приобрести по возможности все полезное из того, что нам говорится в проповеди. Во вникании в слова проповедника лучше всего уподобиться человеку, томимому жаждой и, наконец, обретающему драгоценную воду, хотя бы мельчайшие капли ее. Как говорит древний пророк: "вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних" (Ам.8,11). Благо, если в нас это есть. "Итак познаем, будем стремиться познать Господа… и Он придет к нам как дождь, как поздний дождь оросит землю" (Ос.6,3). Учение церковное - это "источник жизни, удаляющий от сетей смерти. Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе" (Притч.13,14).

Спаситель говорит о том, как лучше всего слушать Божественные Истины, в притче о сеятеле. Когда один сеятель сеял, одно из зерен "упало при дороге; и налетели птицы, и поклевали то" (Мф.13,4), объяснение этому следующее: "Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его" (Мф.13,19). Кто не разумеет услышанное? Тот, кто невнимателен, кто понимает превратно, не стремится исчерпать глубины смысла услышанного и не старается запомнить то, что говорится ему. Другое зерно упало "на места каменистые, где не много было земли; и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло" (Мф.13,5-6). Объяснение этих слов таково: "посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется" (Мф.13,20-21). Не иметь в себе корня значит - не укоренять в себе услышанного, значит - считать, что Слово Божие не имеет абсолютного значения и важности. Поэтому всеми силами постараемся укоренить в себе услышанное, помышлять о нем как о самом необходимом в жизни, чтобы ничто не могло ослабить нашей поглощенности Божественным Словом. Еще одно зерно "упало в терние, и выросло терние, и заглушило его" (Мф.13,7). Это "означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно" (Мф.13,22). Положим в своем сердце как непреложную истину, что ничто не является более ценным, чем Божественные глаголы.

Говорит Спаситель и о зерне, которое "упало на добрую землю и принесло плод" (Мф.13,8), это зерно "означает слышащего слово и разумеющего" (Мф.13,23), т.е. глубоко проникающего вниманием и прилагающего обретенное познание к своей жизни, лишь такой усердный в слушании человек "бывает плодоносен" (Мф.13,23), как говорит Спаситель.

Если же будем копить лишь знание о спасении, никак не применяя его, лишь попусту потратим драгоценное время. Христос говорит так о таком человеке: "Слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое" (Лк.6,49). Мы много потеряем от того, что не начнем срочно исполнять то, что направляет нас ко спасению. Иначе, оказавшись у границы смерти, с ужасом обнаружим, что пусто провели драгоценное время в слушании и обсуждении речей, пусть даже и возвышенных, но не пошевелили и пальцем, чтобы исполнить их в своей жизни. Не будем подобны нерадивым девам, беззаботно растратившим драгоценное время в пустых делах (Мф.25,1-13). "Дни лукавы", говорит апостол (Еф.5,16), время обманывает нас, поспешим же обогнать его и безотлагательно начать исполнять услышанное.

Глубина болезни каждого требует времени для исцеления, поэтому не будем разочаровываться из-за отсутствия скорого результата наших усилий, не будем озираться назад (Лк.9,62), забывая о Боге, но будем долго и терпеливо внимать Божественным Истинам, вновь и вновь поучаться в законе Господнем, "день и ночь" (Пс.1,2) не оставлять проницательного внимания к нему. Будем помнить слова Спасителя о том, что усердие обязательно даст результат, толкущему непреложно будет открыто (Мф.7,7). Не будем относиться к тому, что говорится нам, как к внешнему нам учению, если смотреть со стороны, сердце останется равнодушным. Укрепим в себе намерение исправить себя. Усердно будем сопоставлять со словами Господа наши поступки, с глубоким сокрушением в покаянии поспешим удалить все грехи и пороки.

Если тщательно и постоянно памятовать и размышлять о Христе, то, уверившись глубоко, Бог дает силу противостоять всему, что препятствует нашей духовной жизни. Как говорит об этом молитва: утверждаясь на камне веры, появляется от Бога сила противостоять врагам, т.е. нечистым духам, препятствующим духовной жизни (ирмос 3 песни канона ко Причастию). Станем же послушны всем Его словам, тогда следование Евангельскому учению станет зрелым, глубоким и в то же время легким. Евангельские слова - слова совершенные, ведь сказаны они Совершенным. Опираясь на них без сомнений, непоколебимо, так будем спасены.

Бог специально "послал слово Свое" (Пс.106,20), чтобы, слушая его, мы исцелялись, и знаем из Писания, что при усердном слушании и исполнении Бог исцелит нас и избавит от могил наших (Пс.106,20). Итак, "кто имеет уши слышать, да слышит!" (Мф.13,9).

Иерей Евгений СТРУГОВЩИКОВ, клирик церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Приморском пр.