Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Глагол

В ОТСЕЧЕНИИ СОБСТВЕННОЙ ВОЛИ

матушка Людмила Кононоваотец АндрейСреди православных людей бытует мнение, что главным и, в идеале, единственным призванием верующей женщины является семейный очаг. Но жизнь дает нам порой прекрасные примеры мудрого сочетания женщиной обязанностей жены, матери и личного творчества, например, авторской песни, как в случае с матушкой Людмилой КОНОНОВОЙ - нашей сегодняшней героиней.

Многим из нас полюбились песни матушки Людмилы. Они привлекают редким сочетанием искренней боли верующего сердца за любимую Россию - главной темы творчества матушки, высокой поэзии и исполнительского мастерства. Кажется, это наши мысли и чувства облеклись в столь совершенную форму. Но задумываемся ли мы, что благодарить за радость соприкосновения с этим даром нужно не только саму матушку, но и отца Андрея, ее мужа? Воспользовавшись приездом четы КОНОНОВЫХ в Петербург, мы встретились с ними.

Отец Андрей: - Мы долгое время сомневались, размышляли, стоит ли матушке петь, и как нам быть? Сомнения отпали, когда ее труды благословил архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф, другие замечательные пастыри. Это - духовный щит для нее, без которого нельзя обойтись.

Матушка Людмила: - Без отсечения собственной воли, наверное, не осилила бы это дело. Чувствую, что сейчас многое делается по чьей-то молитве. Потому что нагрузки, которые на меня выпадают в связи с переездами, концертами, не должны бы позволить быть готовой к выступлению или к написанию стихов.

Делается это, конечно, не без моего участия. Но главное, что мой муж относится с сочувствием и с пониманием природы творчества, поскольку он сам человек пишущий. Я слабее: легче поддаюсь каким-то сомнениям; бывает, хочется все оставить, а батюшка крепче, понимает все глубже, видит со стороны и, слава Богу, ни то что не удерживает, а благословляет всякий раз на концерт. Только благодаря взаимопониманию и его пониманию необходимости этого творчества я и тружусь.

Корр.: - Отец Андрей, а всегда ли вы принимаете творчество матушки Людмилы, все ли ее песни вам нравятся?

Отец Андрей: - Нет, не все. Но большая часть нравится.

Корр.: - А если песня вам не нравится, имеет ли она право на существование?

Отец Андрей: - Как же не имеет? Есть песни, которые мне близки, есть те, которые близки другому человеку. Все песни разные. Есть песни отдохновенные, есть песни утешающие, есть песни-размышления. Мне, как и всякому человеку, что-то ближе, что-то дальше. Бывает, что для матушки это - творческая удача, а для меня просто ее очередная песня.

У нас не так много времени… Бывает, я что-то начинаю писать или она, и мы спрашиваем друг друга: "Как ты думаешь, стоит эту тему развивать?" - "Да нет, наверное, не стоит". И все. Со стороны всегда лучше видно. Тем более, если это взгляд любящий и умный. Иногда бываешь не прав, что-то не разглядишь, а потом, выпевается нечто иное, и совсем другая песня получается.

Необходимо объяснить, что после окончания музыкальной школы матушка Людмила поступила в Пермский институт искусств и культуры, работала в Пермской филармонии. Сцена - ее основная профессия. По слову апостола, матушка осталась в том звании, в котором призвана (1 Кор.7,20). И с будущим отцом Андреем они познакомились на концерте…

Отец Андрей: - Говоря о предназначении женщины, хотелось бы поделиться некоторыми пастырскими наблюдениями. Когда ко мне подходят за советом жены, матери, часто приходится говорить им: "Я вас умоляю, пеките пироги, играйте с детьми, любите мужа. Не только словами и назиданиями, а терпением, мужеством, прощением, радостным добрым взором, всей силой любви, которую вам даст Христос, привлекайте семью к Господу". А ведь часто как бывает - придет мама из церкви и начинает ругаться: "Ах вы, безбожники, опять не молились, в пост мясо ели, колбасу". Дети и говорят потом: "Мама раньше добрая была, а теперь злая стала". Получается, что для женщины, которая приходит в Церковь лет в сорок, Православие становится позорным столбом, к которому она себя пригвождает, говоря: этого мне еще мало, меня надо заточить, замуровать за все мои грехи. А о предназначении своем, не в смысле "место женщины на кухне", а как хранительницы и вдохновительницы всей семейной жизни речи не идет, а ведь в этом главное предназначение женщины.

Возвращаясь к матушке Людмиле, скажу, что когда она находится дома (а концертные поездки составляют не больше недели в месяц), то все тепло своей души она дарит семье. Если учесть, что на работу она не ходит, то получается, что детям уделяется больше внимания, чем у работающей мамы, которая с утра на работе, а вечером готовит и стирает.

Наши дети знают, что мама не просто так ездит непонятно куда и зачем, а занимается важным делом, ее благословили, она трудится, папа с этим согласен. Приезжая, матушка рассказывает им, где была, что делала. Для детей важно, чем занимаются их родители. Не зря они всегда спрашивают друг друга: "А у тебя кто папа-мама?"

Матушка Людмила: - Знаете, сейчас как-то внутренне себя послушала, деток вспомнила. И, думаю, у нас, слава Богу, нет с ними разрыва душевного, даже во время моих поездок. Думаю, если бы они страдали, я бы, конечно, не смогла уехать. Слава Богу, все как-то устраивается. У нас есть бабушка, помощники из числа прихожан. Конечно, в разлуке скучаешь, но приезжаешь и видишь, что дети сыты, обогреты, в хорошем настроении, вокруг них люди, которые их любят и заботятся о них. Папа всегда дома, что очень важно.

Каждому дан свой дар, что Бог вам дал, тем и умножайте благодать. Кому-то - дар молитвы, другому - благотворение, третьему - дар благоустроения дома. Слава Тебе, Господи. Трудитесь каждый на своем поприще. А тебе дано словом хаос преодолеть. Ведь это зримо происходит. Бывает, приедешь на какую-нибудь концертную площадку, испытываешь ощущение, знаете, как у Пастернака сказано: "корыта и ушаты, нескладица с утра, дождливые закаты, сырые вечера". Такой промозглый хаос окружает, который, по немощи нашей человеческой, очень трудно преодолевать. Начинаем готовить сцену, расставлять микрофоны. И часа через два, когда проходит концерт, становится вдруг сухо, тепло, светло. Понимаете, в пространстве и в душах что-то происходит, и этот хаос в конце концов преобразуется в некую гармонию.

И у мамочки любой точно так же происходит. Она пришла, прибралась, все на место поставила, обед приготовила, и тоже этот расползающийся хаос претворила в гармонию.

† † †
Согласитесь, лишь человек зрячей, чуткой души, познав горькую сладость женской доли, счастье материнства с его кругом прозаичных забот, мог ощутить их внутренний смысл и высшую поэзию, создав строки:

В комнате глаженым пахло бельем,
Чисто и тонко пахло ребенком,
Сохлым, дурманяще вялым быльем,
Теплою пылью, свежей пеленкой.
Остановилась, дух затая.
Падал полуденный луч, освещая
Этот мгновенный срез бытия,
Хаос в гармонию вновь превращая.
И, проходя сквозь оконный проем,
Был он сильнее тяготы внешней.
В комнате глаженым пахло бельем,
Садом нездешним, детством безгрешным.
Ветхий кораблик земного жилья
Плыл через время, напасти минуя.
Мир, где оставлю когда-нибудь я
Всю неподъемную радость земную.

† † †
Корр.: - Доверие русского человека к поэтическому слову всегда было велико. Во все времена любил он и песню. Если сегодня верующий человек начинает петь, на ум приходит сравнение с проповедью. Знаем, сколько людей пришло к вере, слушая песнопения отца Романа. Как вы ощущаете нужду людей в вашем творчестве, есть ли какой-то отклик, обратная связь?

Отец Андрей: - Как преподаватель гомилетики могу сказать, что это, безусловно, внебогослужебная проповедь. Очень много теплых откликов, приходят письма, даже посылки. Вот недавно незнакомые добрые люди прислали с Дальнего Востока мед и орехи.

Матушка Людмила: - Я чувствую не просто отклик, а такую незаполненность этого пространства, такую истоскованность русского человека по слову, по настоящему слову, что когда с ним начинаешь говорить всерьез о жизни, не о ее подобии, которое нас окружает, и без сюсюканья, пусть канонически выверенного, и не просто гладко и в рифму, а по возможности искренне, иначе это теряет смысл, он - откликается. Русский человек настолько глубок, что эту глубину по-настоящему может утолить только Церковь, и, после Церкви, вот такой разговор сердца с сердцем. Люди очень соскучились по этому. И когда мне говорят: матушка, у вас очень сложные стихи, надо бы попроще, я отвечаю: попроще, повеселей и так найдут себе люди. Их душа тоскует по настоящему разговору.

Понятно, что донесено слово должно быть в профессиональной форме, хочется сказать - в наибольшей полноте.

На самом деле то, чем я занимаюсь, было всегда. Только на первый лишь взгляд это кажется нетрадиционным, потому, что традиции утрачены. Недавно у нас в Вятке прошел фестиваль православной песни. Был и священник Андрей Воронов из Ивановской области. Он играл на гуслях и исполнял древний духовный стих. Знаете, это такая красота, такая точность и глубина, ни одного лишнего слова. Жемчуг настоящий. Такой красивый, исконно русский язык, с истоками, с корнями в церковнославянском. Ни убавить, ни прибавить. Тогда я поняла, что авторская песня была в России всегда. Человек выходил из храма, а ему еще хотелось побыть в этом напряжении, в этом настрое, пронести его, продлить.

Вспоминается такой случай. Я сидела в трапезной Спасского монастыря, и меня попросили спеть новую песню. В то время там были и афонские монахи. Когда я пела, один инок грек, не знающий ни слова по-русски, что-то почувствовал, воодушевился и начал мне подпевать. И когда я закончила, он продолжил, спел песню, не молитву, а афонскую песню, посвященную Божией Матери. Мне объяснили, что он славит Божью Матерь.

Это известное явление. Выходя из храма, человек пел. Не канонические молитвы, а духовные стихи. Как говорил Н.С.Лесков, русская песня - это мирская молитва. С давних пор по русской земле ходили лирники. Понятно, что это уничтожалось, но еще в 50-е годы лирников помнят в Киево-Печерской лавре. Наверное, не могло все это кануть безследно.

Конечно, мы сочиняем и поем иначе. Невозможно отрешиться от всего, что накопили за свою жизнь, от языка, от образования, и писать так, как писали они. Форма изменилась, она впитала опыт XX века, но смысл и содержание - прежние. Мы ничего нового не делаем, лишь воссоединяемся с прежней традицией.

И еще одна песня матушки Людмилы. Жаль, что вы лишь читаете ее, не слыша:

Урожай рябины и грибов…
Все тесней страны моей осада.
Стылый дух сороковых годов.
Первый из кругов земного ада.
Мой народ в преддверии суда
Расточивший основанье веры,
Все хулит, не ведая стыда,
Все клянет со страстью пионера,
Присягая бронзовым богам,
Принимая брение любое,
Вновь и вновь плутая по кругам
И вины не зная за собою.
В разнарядку выдачи пайка
Навсегда заглавием вписалась
Этих глаз привычная тоска,
Этих лиц смертельная усталость.
Эта жизнь в неправедных трудах,
Канцелярской радости обмылок,
Этот запах "Шипра" в поездах,
Бритый лоб и стриженый затылок.
И кричат окрестные леса,
И глухому заново пророчат.
Грибники штурмуют небеса,
А в лесах рябина кровоточит.

Вся наша редакция была очень рада знакомству с отцом Андреем и матушкой Людмилой. От всей души мы желаем мира и благоденствия их дому, помощи Божией в их служении и ждем новых встреч с их прекрасными произведениями.

Марина МИХАЙЛОВА