Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Слово пастыря

Митрополит Антоний СУРОЖСКИЙ

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ

Митрополит Антоний СурожскийПеснь Богу. фото Л.ИвановойКульт личности - одно из самых вредных явлений не только церковной жизни, но вообще всей жизни. Его надо искоренять всячески. И первый, кто должен это делать, - тот человек, который является жертвой культа, - священник или мирянин, которого окружают недолжным и непозволительным почитанием. Для этого священник (я буду говорить о священниках) должен постоянно следить за собой и постоянно себе напоминать, что он ничто, если им не руководит Божия благодать, и что Божия благодать ему дается не как постоянный дар, а в меру того, как он сам смиряется перед Богом, как он сам отрекается от себя и как он сам отдает свою жизнь другим, на служение. Я помню, о.Софроний мне как-то сказал, что Церковь построена, словно пирамида, стоящая вверх дном, на самом острие своей вершины. И чем больше человек приближается к Богу, чем он хочет больше себя отдавать на служение другим, тем он должен сходить ниже и ниже, глубже и глубже в этой пирамиде, так как вершина этой опрокинутой пирамиды - Сам Христос, на Котором все покоится, вся тяжесть мироздания, вся тяжесть человеческих грехов, все. Поэтому если священник хочет избавиться от культа личности, он должен первым делом прийти в себя, опомниться, понять, что его почитают либо за то, что ему было дано, либо потому, что люди видят в нем то, чего, может, и нет. Что было дано - это, во-первых, его внешность: она играет большую роль. И священник должен задуматься над тем, чтобы своей внешностью не быть соблазном, т. е., чтобы его внешность не была воплощением его тщеславия, гордыни, духовного невежества, природной глупости, в конечном итоге. Это очень важно. Значит, первым делом священник должен следить за тем, чтобы внешностью своей не поражать окружающих; быть собой, да, но быть осторожным и не выдаваться.

Второе - умственные качества. Ум можно проявлять с мудростью или с дерзостью. С мудростью можно проявлять все знания, которые человек приобрел за короткую или долгую жизнь, когда это нужно другим. Но, как сказал один французский писатель XVIII века, свое знание и свою мудрость следует хранить, как человек хранит в кармане часы: он их вынимает, только когда ему нужно узнать, который час, но не ради того, чтобы все знали, что у него есть карманные часы… Это очень важный момент: чтобы человек не проявлял никакой особенной учености или мудрости, когда она никому не нужна и когда она является только демонстрацией его собственных - может быть, не существующих - качеств и свойств.

Дальше, человек может возгордиться своим знанием, т.е. тем образованием, которое ему было дано. И тут он должен помнить, что все это знание ему не принадлежит, что это ему был подарок от Бога, так же как ум, которым он оказался способным воспринять эти знания, и подарок со стороны Церкви, гражданского общества, семьи, друзей, древней и современной литературы и т.д.; все это ему не принадлежит. Если он обладает этими свойствами, т.е. умом, образованностью и прочим, он должен научиться быть благодарным, но не демонстрировать их.

Кроме того, он должен беречься соблазна кичиться и пользоваться своим саном для того, чтобы приобретать какое-то уважение и занимать какое-то положение в обществе: я-де архимандрит, я епископ, я священник, я диакон… Это ничего не значит. Перед Богом, Который видит душу человеческую, эти звания могут быть не только пустым звуком, но даже предметом его осуждения, потому что если человек ходит, звеня перед собой этими званиями, то Бог может посмотреть и сказать: да, звания на тебе есть, а достоинства - никакого, ты не соответствуешь тем званиям, которыми кичишься, и чем больше твое звание, тем худшее тебе будет осуждение… Это все мысли очень важные для священника, и даже для диакона, и для всякого человека, кого хвалят за те или другие свойства, которые ему даны от Бога.

Мы должны все помнить то, что сказано в начале Заповедей блаженства: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное…" Что значит "нищие духом"? Нищий духом - человек, который понимает глубоко или даже краем души, что в нем ничего нет, кроме того, что ему дал Бог, что все хорошее, что в нем только может быть, это дар Божий, и что хвалиться этим ему не к лицу. Я вспоминаю девушку лет двадцати с небольшим, милой внешности. Пришла ко мне, села и с ужасным выражением лица говорит: "Я не могу спастись, я погибаю от тщеславия!" - "А в чем заключается твое тщеславие?" - "Каждый раз, когда я вижу себя в зеркале или отражение в стекле, то думаю: какая я хорошенькая!" Я улыбнулся и сказал: "А знаешь что, это правда! Но ты должна научиться преобразовать тщеславие в благодарность. До смирения и тебе, и мне очень далеко, мы не знаем, что такое смирение, это свойство святых. А благодарность - это свойство, которое каждый из нас, может приобрести в любую минуту. Вот что сделай: три раза в день становись перед зеркалом и перечисляй все черты твоего лица, которые тебе нравятся. И когда кончишь, скажи: "Господи, спасибо Тебе, что Ты мне все это подарил, потому что я этого не создавала в себе". Я думаю, что это можно применить и к духовным свойствам. "Нищие духом" те, которые сознают, что все, что у них есть, - от Бога, и вместо того, чтобы ради приобретения ложного смирения отказываться от этого, отрицать это, они принимают это и обращаются к Богу с благодарностью за то, что Он это им дал.

А дальше? Дальше они могут эти дары употреблять на пользу другим. Если у них есть красноречие, ум, образованность, чуткость - безконечное число свойств можно привести, которые нужны или полезны духовнику, - то пусть благодарят! И от благодарения смиряются, ибо человек понимает, что все, за что он благодарит, - не его, а подарок ему от Бога. А если подарок, то он может ликовать о том, что это ему дано, но никак не кичиться этим. Вопрос о культе личности в священнике начинается с него самого. Он должен - всякий из нас должен - учиться в течение всей жизни, а не только в какой-то момент жизни, благодарить Бога за то, что ему дано и не приписывать себе ничего.

Есть в житии святого Макария Великого рассказ о том, как после его смерти один из учеников видел, как его душа возносилась на небо, и по дороге к небу бесы расставили как бы таможенные столы и у каждого стола его испытывали о каком-нибудь грехе, и он мимо каждого стола проходил чистым. И когда Макарий уже дошел до самых дверей рая, бесы решили уловить его на последнем: они захлопали в ладоши и закричали: "Макарий, ты нас победил!" - надеясь, что уловят его тщеславием. Макарий повернулся, погрозил им пальцем и сказал: "Нет еще", - и с этими словами он получил доступ в рай. И я думаю, что каждого студента, каждого мирянина, каждого священника и диакона нужно учить этому: все, что у него есть, все богатство - ему дар от Бога; и когда люди хвалят его, чтобы он превращал похвалу, которую получает, в благодарение Богу и в сокрушение сердечное, потому что если человек был бы действительно и до конца смиренен и в Боге, то его не хвалили бы за пустяки. Мне вспоминается письмо свт.Тихона Задонского молодому священнику, который ему жалуется, что его хвалят прихожане и что, сколько бы он им ни доказывал, что их похвалы некстати, они только больше его хвалят. И Тихон Задонский отвечает: первым делом ты не говори своим прихожанам о том, что они ошибаются и ты не достоин их похвалы, потому что они к другим несуществующим твоим качествам еще прибавят несуществующее смирение, а ты выслушай их, запомни, какие качества они в тебе видят, и воспитывай их в себе с тем, чтобы стать таким. Тут целое воспитание нужно, и это надо начинать в семье, в обществе, в Церкви, в семинарии, в академии, в течение всего времени, чтобы человек не путал то, что ему дано, с тем, что ему принадлежит по природе или по дару Божию. И если человек научится не кичится собой, то культ личности может вокруг него продолжаться, так же, как волны бьют о скалу, но он от этого не испортится, не погибнет. И он должен научиться предупреждать людей о том, что он не всеведущий, и что у него есть порой мнение, порой знание, а порой невежество или незнание. В вопросах духовных бывают моменты, когда священник по милости Божией, по благодати священства с совершенной ясностью видит, что надо ответить человеку на его нужду и его вопрос. Порой он этого не видит с такой ясностью, но может привести пример из житий святых или цитату из Евангелия; а порой он должен быть в состоянии сказать: "Не знаю!" И люди большие, чем мы, эту смелость имели. Мне вспоминаются два случая из жизни св.Амвросия Оптинского. Когда к нему приходили люди с вопросами, он их просил побыть в монастыре немножко, пока он помолится и будет у Бога просить ответа. И в обоих случаях люди через два-три дня приходили и говорили: "Батюшка, нам домой надо спешить, а ты не даешь никакого ответа…" И дважды Амвросий отвечал: "Вот уже столько дней я спрашиваю Божию Матерь, какой вам дать ответ, - Она молчит. Как же я могу ответить вам?" И это отвечал действительно святой старец.

А если речь идет уже не о духовной жизни, а о политических и общественных вопросах, тогда долг священника сказать: я не поставлен здесь вас наставлять в политических проблемах или в мирской области, я поставлен вам проповедовать Евангелие… Конечно, если у него есть собственные убеждения, то он может влиять на других даже невзначай. С этим ничего не поделаешь. Если люди видят, что он следует тому или другому пути, то, разумеется, они могут сказать: раз такой замечательный человек так думает, может быть, и мне надо так думать… Но тут священник должен уметь сказать: нет, я так думаю, я так чувствую, потому что я так воспитан, потому что я такого поколения, - мало ли что я могу сказать правдивого по этому случаю; а вы ищите правду свою, ту, которую вам лично открывает Бог.

А есть области, в которых нет обязательства придерживаться тех или других убеждений. Уклоняться от зла, конечно, должны все и всячески, но если речь идет о политике, о гражданской жизни, то тут оттенков очень много, и надо, чтобы каждый человек поступал по своей совести, строго наблюдая за собой, поступал так, чтобы он мог стать перед Христом и сказать: я сказал это людям от Твоего имени, но, не только пользуясь тем, что они во мне видят христианина и священника, а потому что то, что я сказал, коренится глубоко в Твоем Евангелии, в Твоем слове. С поклонением себе священник должен бороться все время, чтобы люди в нем не видели того, чего в нем нет. Надо, чтобы священники больше говорили о том, что их священство как бы "ограничивается" совершением Таинств, и что когда они совершают Таинства, то совершаются Таинства не ими, а Самим Богом, Христос является Таиносовершителем, как это сказано ясно в Литургии! И поэтому, да, я могу сказать с совершенной уверенностью, что слова, произносимые мною в Литургии, имеют Божественную силу, потому что я только произношу их, а сила в них - Божия, я повторяю слова, которые Сам Христос нам передал. А в других областях я могу выражаться с совершенной честностью, но не могу сказать, что это Божия воля или Божие представление о вещах.

Из кн. "Свобода и послушание", 2002