Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Глагол

В СОГЛАСИИ ВЕРЫ И РАЗУМА

доктор филологических наук А.М.ЛЮБОМУДРОВ В Пушкинском Доме (ИРЛИ РАН) завершилась девятая Международная научная конференция "Православие и русская культура", проходящая в рамках Пасхального фестиваля. На наши вопросы ответил председатель и организатор конференции, доктор филологических наук А.М.ЛЮБОМУДРОВ:

- Алексей Маркович, что можно было бы сказать, подводя итог последней конференции и вспоминая предыдущие?

- Конференция набирает силу, растет вширь и вглубь. В этом году прозвучало пятьдесят докладов. Почти вся Россия собралась в Петербург: приехали ученые из Москвы, Нижнего Новгорода, Севастополя, Ставрополя, Кемерово, Курска, Волгограда, Ульяновска, Великого Новгорода, Твери, Калуги, Екатеринбурга, Калининграда, Петрозаводска. Наша цель - объединить силы филологов, философов, искусствоведов с тем, чтобы выяснить взаимоотношения православной веры и художественного творчества.

Вспомним: с началом нового времени пути Церкви и светской культуры разошлись. Творчество стало не зависимым от веры. Но в то же время, выйдя из храма, на протяжении всего XIX века русская литература искала дорогу в храм, она старалась вернуться к ценностям, которые некогда утратила. На этом пути были и взлеты, и падения - например, отпадение от Церкви Льва Толстого. Победы тоже несомненны: последние годы творчества А.С.Пушкина, книги Ф.М.Достоевского, придавшего литературе такую духовную глубину, которой прежде она, пожалуй, не имела. Но все же в нашей словесности XIX века мы не находим всестороннего воплощения православного мироотношения. Однако в XX веке, в России зарубежной, возросли таланты И.Шмелева и Б.Зайцева, В.Никифорова-Волгина и Л.Зурова, С.Бехтеева и В.Маевского, которых уже без оговорок можно назвать православными писателями. Одна из постоянных секций нашей конференции называется "Духовный реализм в литературе русского зарубежья", где рассматривается творчество этих классиков. Они доказали, что художественное произведение может быть православным, не утрачивая своих эстетических достоинств. Как происходит вот это воцерковление творчества, каким образом религиозное мировоззрение художника отражается в его произведениях, - согласитесь, очень интересно выяснить и учитывать современной нашей культуре.

Думаю, "Лето Господне" И.С. Шмелева является настольной книгой читателей "Православного Санкт-Петербурга", но хочется сказать несколько слов о его романе "Пути Небесные" - уникальном явлении русской литературы. Это "опыт духовного романа", как называл его сам автор. В нем есть увлекательная внешняя интрига, но главным, подлинным сюжетом романа является борьба героев со своими страстьми и похотьми. Духовная брань воссоздана на основе святоотеческой антропологии. Советую всем обратиться к этому роману (он скоро выходит в издательстве "Паломник"), героиня которого, Даринька, - редкий для русской классики образ воцерковленного человека. Нигде еще не была столь богато раскрыта молитвенная жизнь: от душевной сухости, когда молитва "не идет", до благодатных высоких состояний, - все это опытно знакомо каждому верующему.

Много докладов, как обычно, были посвящены Ф.М.Достоевскому. Исследовались темы покаяния, образы благобытия, инфернальные мотивы, исповедь в творчестве писателя. Христианская традиция русской литературы, ее развитие, как и уклонения от нее, изучались в творчестве Н.Гумилева, А.Солженицына, В.Шаламова, В.Астафьева. Но мы не ограничиваемся лишь искусством слова: звучали выступления, посвященные религиозным философам, православному иконописанию, даже театру, общий интерес вызвал доклад Е.М.Криволаповой, в котором реабилитирована личность К.Победоносцева, незаслуженно забытого.

Среди постоянных участников наших конференций - доктор богословия и доктор филологических наук, преподаватель МДА, автор уникального шеститомного труда "Православие и русская литература" М.М.Дунаев, известные исследователи И.А.Есаулов, А.Н.Стрижев, В.Е.Ветловская, Ю.В.Стенник, многие другие ученые.

- Большинство наших читателей далеки от проблем академической науки. Как бы вы определили влияние вашей конференции на течение обычной жизни?

- Наш институт - учреждение Российской Академии наук. Академические труды составляют основу любой науки. Результаты наших исследований претворяются в курсы вузовских программ по литературе и культурологии, в школьные методики преподавания. Ведь все имеет свой исток и опору. Мы создаем платформу, без которой невозможно обойтись и школьному учителю, и преподавателю вуза, и студенту.

Конечно, хотелось бы, чтобы знания о православной традиции в русской литературе доходили до более широкого круга читателей, не только воцерковленных, до тех, для которых Церковь и Православие до сих пор остаются непонятными и далекими. Сегодня очевидно, что усилий самой Церкви недостаточно для того, чтобы многомиллионный русский народ активнее приобщался к Церкви. Помочь преодолеть представления о христианстве как о сумрачной религии, которая якобы превращает свободного человека в раба, могло бы русское образное, живое слово. Ведь христианство - это радостная религия, она несет пасхальную весть о Воскресении Господа, о торжестве сил добра и света в конце времен. Наша духовно-художественная литература может быть хорошим подспорьем в открытии этих истин читателю. Через радиопередачу, телепрограмму, из школьного курса человек мог бы узнать, что такое православный мир.

Наша задача - приобщение к истине, к живому слову, к органичности, природе, которых, увы, сейчас теснит искусственная, мертвенная цивилизация. Она с утра до вечера демонстрирует нам себя с экрана ТВ, с обложек книг, наводняющих прилавки, - всех этих безконечных кровавых боевиков, фэнтези, модных опусов об очередном Гарри Поттере, которые всерьез вводят ребенка в демонический мир. Нам есть что этому противопоставить. Мы стремимся по мере сил к тому, чтобы люди вспомнили о высоких ценностях, о святости, о вечности и приобщались бы к ним. Назову хотя бы прекрасный журнал "Купель", выходящий под редакцией участника конференции А.Н.Стрижева.

Да, наша конференция вызывает интерес. Большой конференц-зал Пушкинского Дома был переполнен, что бывает нечасто. Пришли журналисты, корреспонденты ТВ и радио. О чем это говорит? Мы живем в очень мрачное, тяжелое время, множество скорбей одолевает наших соотечественников. Культура последнего десятилетия в лице постмодернизма являла нам полный отказ от каких-либо ценностей, пресловутая чернуха заполонила все вокруг. Но ведь душа-то, мы знаем, по природе христианка, она тянется к свету. Пасхальная конференция тем и привлекает, что здесь можно приобщиться к светлой радости. Люди чувствуют, что идет речь о чем-то истинном, настоящем, подлинном. И можно полечить душу, вдохнуть глоток свежего воздуха.

- Как коллеги-филологи относятся к конференции?

- По-разному. Некоторые принимают эту тематику, понимают, что она нужна, приобщаются к нашей работе. Но есть часть либерально ориентированной интеллигенции, которая относится с активным неприятием не только к нашим встречам, но и к любым проявлениям веры. Они настойчиво стремятся внедрить мысль, что христианское мировоззрение - это отжившее, неплодотворное, маргинальное явление. Идет самая настоящая духовная борьба - и в научных работах, и в критике, и в периодике. С Божьей помощью по мере наших сил будем продолжать нашу работу. Можно добавить, что если в Москве златоглавой православная тема звучит естественно, то в Петербурге проведение конференций подобной тематики дается не так просто, сопротивление здесь сильнее. Для нас очень важна поддержка Директора ИРЛИ Н.Н.Скатова и, конечно же, неоценима помощь главного режиссера Пасхального фестиваля В.С.Павлова.

Из окна Пушкинского дома видна Петропавловская крепость. В каком-то смысле и наш институт является духовным бастионом. Здесь собираются интеллектуальные силы с тем, чтобы на высоком академическом уровне разрабатывать эту проблематику. Большинство исследователей, авторитетных ученых со степенями и званиями, одновременно являются людьми воцерковленными, живут внутри культуры, которую изучают, поэтому способны ее глубоко постичь.

Изложения докладов ежегодно публикуются в № 4 журнала "Русская литература" (СПб). Часть выступлений включена в сборники "Христианство и русская литература" (Вып. 1-4, СПБ., изд-во "Наука").

Встречалась Марина МИХАЙЛОВА