Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Мысли по поводу

ПОЧЕМУ ВРЕМЕНИ ВСЕ МЕНЬШЕ?

Современный человек остро ощущает дефицит времени. Кажется, что время летит все быстрее. В детстве казалось, что день длится необычайно долго, солнце медленно плывет в необъятных просторах неба. Наконец наступают сумерки, открывается полог ночи, и зажигается первая мерцающая звезда, а затем небо покрывается звездами, будто чья-то рука рассыпала по небосводу огненные цветы. Это начало ночи растянуто для ребенка как бы в пространстве нескольких лет. А как мы воспринимаем то же время теперь? Оно кажется нам сокращенным, как бы сжатым в свиток или подобно пружине. Недостаток времени - хроническая болезнь века. Наш технический век, казалось бы, должен дать нам возможность успевать делать больше, нежели прежде, но мы, напротив, чувствуем, что время куда-то пропадает. Многие говорят: я помню время, когда мы читали литературу, ходили друг к другу в гости, работали иногда в две смены, а теперь некогда даже раскрыть книгу. В чем дело?

Наиболее глубокое рассуждение о времени можно найти у блаженного Августина в его безсмертной "Исповеди". Он указывает нам, что существует два отсчета времени: внешний и внутренний. Внешний аспект времени - это календарное время, имеющее определенные объективные ориентиры, принятые как эталоны. Это время устойчиво и постоянно. Внутренний аспект времени - время, переживаемое и фиксируемое нашей душой. Это время субъективно, и воспринимается человеком как безпрерывное сжатие времени, как сокращение самих календарных периодов. Эта загадка трудноразрешима, поэтому мы входим в область предположений.

Человек непрерывно получает поток информации извне, которая не исчезает, а откладывается в его памяти. Следовательно, у нас постоянно происходит обработка внешней информации. Если сравнить психику с вращающимся вокруг своей оси шаром, то у ребенка этот шар менее отягощен информацией, движется быстрее, и потому время кажется ему более продолжительным. В течение жизни этот шар, наполняясь информацией, как бы тяжелеет, движение его замедляется, а это субъективно воспринимается человеком как сокращение самого времени. Знание - обоюдоострый меч: с одной стороны, мы опираемся на знания, с другой - поток информации, загружая психику, отнимает у нас само время. Более того, избыточная информация становится поверхностной, она превращается не в знания, а в шлак, мертвый балласт.

Почему аскеты уходили в пустыню или запирались в своих келиях, как в склепах, беря с собой самые необходимые вещи? Чтобы отключить себя от внешней информации или свести ее к минимуму. Мысль их становилась четкой и проницательной, молитва приобретала особую глубину. Вещи же загружают не только пространство дома, но и пространство души. Они сокращают время, переживаемое душой, как бы пожирают его. А освобождаясь от вещей, человек чувствует, как возрастает потенциал его душевной свободы.

Духовная жизнь должна включать в себя борьбу за время. В отношении внешнего времени важны последовательность и порядок: при хаосе в делах времени на них уходит больше. Кроме того, человек должен уменьшить свои потребности - телесные и душевные - и многие заботы отпадут сами собой. Что касается внутреннего времени - необходим жесткий фильтр, регулирующий поток поступающей информации. Человек должен также некоторое время проводить в одиночестве, наедине со своей собственной душой. Наши глаза, уши, язык часто становятся трещинами в сосуде, через которые вытекает содержимое, что ведет к внутреннему опустошению. Поэтому христианская аскеза требует контроля над внешними чувствами и великим даром, именуемым "слово".

Если информация всех видов - образная, словесная, эмоциональная - превышает определенный уровень, она изматывает психику человека, нарушает равновесие между механической и творческой памятью. Как человек, поглощая большое количество пищи, делает свое тело больным и дряблым - мышцы обжоры перерождаются в жир и сало, - так и психическое ожирение делает память как бы раздутым чревом души. Наибольшим потенциалом энергии обладает человеческий дух - это око души. Когда информация подобна наводнению, душа отнимает энергию у духа и тем самым как бы поглощает дух, как агрессор отвоевывает у духа его внутреннюю область, высасывает его силы. Дух становится немощным и больным.

Если попытаться определить настоящее состояние нашего духа, то это - состояние дремоты, перемежающейся с кратким пробуждением и глубоким сном. А во сне ощущение времени теряется. Христианский аскетизм - это реанимация духа. Надо отвоевать пространство души от слепков, отображений и теней внешнего и отдать духу то, что принадлежит ему по праву его царственного рождения, тогда человек почувствует новую емкость времени, переживет подобие той радости, которую испытывал в годы детства. Аскетизм включает в себя покаяние, молитву, борьбу со страстями и контроль над пятью чувствами. Прп.Симеон Новый Богослов писал: "Кто владеет пятью чувствами, тот владеет всем миром". Мы добавим: потому что он в жестокой борьбе покоряет их тому, Кто создал мир, - Творцу времени и вечности.

Архимандрит РАФАИЛ
с сокр.