Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вселенское Православие

«СТАРЕЦ, РАССКАЖИ МНЕ О СВЯТОЙ ГОРЕ…»

В Свято-Успенском мужском монастыре в г.Одессе, идя как-то по коридору братского корпуса, я увидел картину с изображением святой горы Афон. Глядя на нее, я проникся необыкновенным чувством благоговения и, подойдя к своему старцу, отцу Ионе, сказал: "Старец, расскажи мне о святой горе Афон". "О чадо, - сказал он мне, - скоро ты будешь там, в сем чудном земном уделе Божией Матери".

Мы сели со старцем на скамеечку, и он начал петь:

Пантелеимонов монастырь. Храм во имя свт. МитрофанаГора Афон, гора святая,
Не знаю я твоих красот,
И твоего земного рая,
И под тобой шумящих вод.
Я не видал твоей вершины,
Как шпиль твой впился в облака,
Какие на тебе картины,
Какой твой вид издалека.
Я не видал, гора святая,
Твоих стремнин, отвесных скал,
И как прекрасна даль морская,
Когда луч солнца догорал.
Я рисовать тебя не смею.
Об этих чудных красотах
Сложить я песни не умею:
Она замрет в моих устах.
Одно, одно лишь знаю верно
Я о тебе, гора чудес:
Что ты таинственна, безмерна,
И недалека от небес.

Старец пел сию дивную песнь, и слезы текли из его глаз, я тоже плакал. И вот чудо - через некоторое время я приехал на святую гору Афон. Здесь я принял монашеский постриг и нарекли меня Серафимом в честь прп.Серафима Саровского.

Живя на святой горе Афон, я уже чуть-чуть приобщился к афонскому укладу и многое узнал о жизни святогорских иноков. Афон является поистине святым местом не только по особому избранию ее в удел Божией Матери, но и по жизни и подвигам здесь живших и живущих монахов. Эти богоносные отцы сияют, как яркие светильники, излучающие свет любви Христовой, доброты и высоконравственной жизни. Не знаю, есть ли еще на земле место, подобное Святой Горе, где бы одновременно жил такой великий сонм истинных сынов Божиих, живущих как одна семья, единое братство, объединенных в союз православной веры и любви.

Всякий человек облечен плотью и кровью, и нет человека без греха; люди везде остаются людьми. Однако, нужно признать, что здесь, на Святой Горе, люди оставляют свою "звероподобность" или, по крайней мере, стремятся стать настоящими людьми, ведя жестокую борьбу со страстями и похотью. Они стараются стать нормальными, ибо прошлая мирская жизнь многих сделала сынами человеческими, греховно испорченными, покалеченными, ненормальными. Но, милостью Божией, увидев свою ненормальность, они возжелали стать истинными людьми - сынами Божиими.

В каком месте на земле ежедневно, ежечасно и ежеминутно возносится такое обилие духовных и словесных жертв Богу? Четыреста Божественных литургий совершается ежедневно на Афоне, а продолжительность торжественных бдений порой доходит до пятнадцати часов. И более того, сколько тайных молитв, которых никто не в силах исчислить - они ведомы только одному Богу. Старчество и ученичество на Святой Горе по-прежнему живы. Многие святогорские отцы подлинно пришли в "мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова". Но они тщательно скрывают свою меру духовного оздоровления и выдают себя за ничтожных, больных и ненормальных. Я знаю одного из многих святогорских старцев, который подвизается здесь, на Афоне, сорок пять лет, и когда его спрашивают, как у него дела, он обычно отвечает: "Дела как дела, да вот ненормальный, безумный я". И поверьте, он искренне верит, что он и есть такой, ибо истинное человеческое преображение, запечатленное святостью и сопряженное с главной добродетелью - смирением, так и мыслит о себе. Оно не способно видеть в себе что-то хорошее. А ведь, по сути дела, это самый что ни на есть нормальный человек. Он посредством аскетической жизни, тяжелой духовной борьбы и очищения своей души при содействии благодати Божией пришел из ненормального в нормальное, из больного в здоровое состояние.

По-прежнему многие сыны человеческие ждут какого-то духовного изменения, пробуждения и избавления, но почему-то, как обычно, отвлеченного от своей души. Избавитель уже давно пришел, и поэтому избавление, пробуждение и духовное преображение доступны всем желающим спасения не на словах или в мечтаниях, а на деле. Примером такому деятельному спасению служит афонское монашество. Дивен наш Господь Иисус Христос. Он и доныне не перестает воздвигать на служение себе достойных людей, молящихся день и ночь, спасающихся о Господе.

Живя у подножия святой горы Афон в районе, называемом Карулия, мы живем как одна братская семья, нас здесь десять человек русских. И это милость Божия - Карулия, искони русская пустынь, уже было оскудела. После революции в России на Афон свободного доступа не было. Наши русские старцы-подвижники, жившие на Карулии, отошли в вечность, последние упокоились в 70-х годах. За эти годы все пришло здесь в запустение.

Карулия по-гречески означает "подъемный блок" или "катушка". С ее помощью отцы-пустынники поднимали с моря на неприступные скалы стройматериалы и продукты. Карулия по-прежнему, как и в древние времена, остается еще труднодоступной и уединенной пустынью: сплошные обнаженные скалы с весьма редкой растительностью, глубокие пропасти, над которыми проходят узкие тропинки, и только держась за цепи и веревки, прикрепленные к скале, мы пробираемся в нашу любимую тихую пристань. Скалы усеяны как бы ласточкиными гнездами - это кельи, каливы и пещеры, наши пристанища земного бытия. Каждый из нас имеет своего старца, духовного отца и наставника, и под его духовным руководством проводит свое монашеское жительство. Никто из нас не знает, кто какой подвиг несет, - это тщательно скрывается от врага - тщеславия, и в этом сокрыта сила подвига. Мы собираемся вместе, хотя и редко, для совместной молитвы, духовной беседы и братской трапезы.

Вся афонская жизнь удалена от мирской суеты и пороков, овеяна особою тишиной и покоем пустынного уединения, орошена слезами покаяния. Это жизнь, посвященная служению Богу, наполненная подвигом поста, бдения, духовного очищения, и, как ладаном кадильным, благоухающая непрестанными молитвами. Святая Гора изобилует всеми образцами монашеского жития: общежительным при монастырях и скитах, келейным, пустынножительским и отшельническим. И все они наполнены великой целью и единым желанием быть с Господом. Ибо знают монахи, что если здесь, на земле, будут с Господом, то и вечно с Ним царствовать будут. Поэтому вся их жизнь устремлена от низшего к высшему, от земного к небесному, от временного к вечному.

…Смотрю я на картину святой горы Афон, но уже не на ту, которая висела в братском корпусе Свято-Успенского монастыря, но на живую, и переношу ее чернилами на бумагу и понимаю, что выглядит она примерно так же. Тогда в Одессе, глядя на нее, я проникся необыкновенным благоговейным чувством и, подойдя к своему старцу Ионе, сказал: "Старец, расскажи мне о святой горе Афон", - и он пропел мне песнь:

Сия гора, рекла Царица,
Да будет жребием Моим,
Отсель простер Моя десница
Всегдашний кров над местом сим;
Здесь благодать польется чудно
И милость Сына Моего.
Для жизни сей найти не трудно
Достаток нужного всего.
А там тебе, Афонский житель,
Слуга Мой верный, раб Христов,
Готова райская обитель -
Награда веры и трудов.
Сего я места не забуду,
Всегда Заступница ему -
О нем ходатайствовать буду
Во веки к сыну Моему.

Монах Серафим (ШОЛКОВ), святая гора Афон, Карулия