Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СВЯТАЯ ТРОИЦА

Аз недостойный часто повторяю:
- Бог есть Любовь - по слову Иоанна,
И многим кажется, уж больно странно -
Неосязаемой Любви себя вверяю.
Отец, спасая нас, в грехах погрязших,
Послал к нам в мир возлюбленного Сына,
А мир Его, грех предо мной есть выну,
Распял рукой, неведомо творящих.
Христос восстал и Смертию Своею
От вечной гибели спас души наша.
А смерть, в аду Его не удержаша,
Клялась: - Вражду между людьми посею.
Спаситель от земли - к Отцу сел одесную,
Дал от Отца нам Дух Животворящий…
Ко Троице святей, всем жизнь даящей,
Сердечную молитву вознесу я.
Отца и Сына и Святаго Духа
В своих молитвах часто призывая,
Пред Троицей колени преклоняя,
Не оскорбим же Тройческого слуха!

Протоиерей Виктор ГРОЗОВСКИЙ, СПб

В ПЯТИДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ ПО ВОСКРЕСЕНИИ

День Святой Троицы - священное событие в жизни Церкви Христовой. Ниспослание Святого Животворящего Духа на землю, на апостолов послужило началу жизни Церкви Христовой на земле. Это день рождения нашей Святой Православной Церкви, а она ведь наша духовная мать. Это исполнение обещания Христа Спасителя, данное Им еще при земной жизни. Он знал слабость их духа, еще не окрепшую веру… Знал, что растеряются они, оставшись среди враждебного им языческого мира без своего Божественного Учителя. И потому обещал: "Пошлю вам Утешителя от отца - Духа Святаго, Который наставит вас на истину". Дух Святой - Утешитель и Наставник не только для апостолов, но на все времена для всех, верующих во Христа. В этот день, кроме того, открылась в доступной для нашего понимания форме и Сама Святая Троица.

В своих прощальных беседах Христос как бы говорил своим ученикам: "Вы видели Меня - Сына Божия - и во Мне видели Бога Отца. Но есть третье Лицо Единой и Нераздельной Пресвятой Троицы - Дух Святой Утешитель, Которого Я, уйдя с земли, пошлю вам от Отца". И вот этот радостный и торжественный день наступил. Это произошло в пятидесятый день по славном воскресении Христовом и через десять дней после Его Вознесения на небо. …Апостолы и небольшая группа верующих в Господа вместе с Его Пречистой Матерью ждали Утешителя с небес, находясь единодушно вместе в молитве. И совершилось обетование Божие. Апостолы, духовно переродившись и получив от Святаго Духа силу, уже безбоязненно выступили с проповедью.

Дух Святой уже в первый день Своего сошествия на землю совершил великое чудо. Как мы знаем из Деяний апостольских, озаренный Святым Духом апостол Петр произносит свою первую апостольскую проповедь, обращенную к многолюдной толпе, и иудеи, так недавно в ожесточении своих сердец требовавшие смертной казни Христу Спасителю, теперь просят апостолов крестить их и вступают в Церковь Христову. В тот день присоединилось к Церкви около трех тысяч человек. С тех пор основанная Господом Спасителем святая Церковь из маленькой семьи первых христиан выросла в огромную, неисчислимую даже миллионами святую семью. Сбылись слова Спасителя: "И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к себе" (Ин.12,32). Из маленького зернышка, посаженного в землю Божественным Садовником, выросло огромное многоветвистое дерево, покрывающее своими ветвями весь мир. Тысячу лет тому назад на нашей Русской земле засиял свет Христовой веры, и на стволе Вселенской Церкви за это время выросла громадная ветвь - Церковь Русская! И маленьким листочком на этом дереве является каждый из нас.

"Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается…" Вдумайтесь в эти слова, обнадеживающие нас, грешников! Духом Святым оживляется всякая душа, даже самая-самая грязная и смрадная от грехов и пороков… Но если она потянется к Богу, захочет очиститься, - Святой Дух, ниспосланный Христом Спасителем от Отца в помощь нам, совершит это чудо! Он очистит грешную душу, - и очищенную возвысит до степени святости.

Вот какое сокровище мы с вами имеем в Церкви Божией и можем им воспользоваться, если только мы действительно истинные православные христиане. Тогда Святой Животворящий Дух, прославляемый Святой Церковью, всегда будет спутником земной жизни всех нас. О, как горячо я желаю всем, чтобы животворящая сила Святого Духа коснулась ваших сердец, как верующих в Бога, так и тех, кто еще далек от веры. А тем, в ком еще нет этой веры, желаю - пусть хотя бы затеплится в их сердцах огонек желания познать Бога и приобщиться к Церкви. А помощник нам в этом Дух Святой - великий непрекращающийся ток силы Божией.
Архимандрит Иоанн (КРЕСТЬЯНКИН)

И ЯВИЛСЯ ДУХ СВЯТЫЙ

Праздник Святыя Живоначальныя Троицы, возлюбленные братья и сестры, дорог нам тем, что Господь ниспослал обетованного Святаго Духа. В Деяних святых апостолов об этом сказано, что при наступлении дня Пятидесятницы все ученики Христовы были единодушно вместе в молитве, в одном доме. Внезапно сделался шум с неба, будто сильный ветер наполнил весь дом. И явились апостолам огненные языки, и почили по одному на каждом из апостолов. "Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый". И тут же все апостолы исполнились Духа Святаго и стали говорить на различных языках, каковые Дух дал им узнать. Люди же, из всякого народа под небесами, услышав их, пришли в смятение, поскольку каждый слышал апостолов, говорящих на его наречии. Изумлялись все и недоумевали, что бы это могло значить? Иные же, подумав, что апостолы напились сладкого вина, стали насмехаться над ними. Невдомек им было, что только Дух Святой мог содеять такую благость, что простые, неграмотные рыбари, не знавшие чужих языков, стали разуметь все языки, все глаголы, стали грамотными и с верою и Любовию Христовой пошли проповедовать всем народам мира - грекам, и египтянам, и мидянам и ливийцам… не боясь уже ни страданий, ни смерти. Однажды ап.Петр пришел в Кесарию и стал проповедовать слово Божие: "Истинно познаю, что Бог нелицеприятен. Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему"(Деян.10,34-36). Язычники слушали живое свидетельство, что Иисус Христос есть определенный от Бога Судия живых и мертвых, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его, - и сердца их наполнялись верою. Петр еще не закончил свою речь, а Дух Святой сошел на всех, слушавших слово. Русская Православная Церковь особо почитает св. ап.Андрея Первозванного. Согласно летописи, ап.Андрей первым принес провозвестие христианской веры именно в пределы нашего Отечества, посетил Киев и Новгород, благословил христианское будущее Русской земли. Перед нами проходят и вереницы первых мучеников: архидиакон Стефан, мц.Фекла и другие, которые пошли за Господом и пострадали, проповедуя Евангелие всей твари. О чем и говорил Спаситель, чтобы они научали все языки, чтобы они крестили все языки, чтобы они проповедовали Царство Божие во всей вселенной. Так неграмотные рыбари уловили всю вселенную: где только нет ныне святого Христианского учения; во всех землях - в далеких и в близких, куда бы мы ни поехали, - везде найдете Церковь Христову, и врата ада ее не одолеют. Аминь.
Протоиерей Иоанн МИРОНОВ

ЖИЗНИ ПОДАТЕЛЬ

Праздник Пятидесятницы для ветхозаветного, иудейского мира был воспоминанием о том, как Бог избрал Себе народ, чтобы править в нем Своей всеблагой волей. Для народа Божия - ветхозаветной Церкви - это событие было подлинным перерождением, рождением заново. Ведь до этого народ находился на краю гибели, пребывая в египетском рабстве на службе фараона, окруженного почестями, подобающими только Богу. Как и весь языческий мир, народ пребывал во тьме неведения истинного Бога, он даже не вспоминал о Нем - Боге отцов своих, - пока Тот Сам не обратился к народу с тем, чтобы заключить с ним Завет. Для этого Бог вывел народ из Египта и в течение семи недель, или пятидесяти дней, обращался к народу со Словом, с заповедями Закона, запечатленными на двух каменных скрижалях.

Слово Божие - заповеди Закона - стало центром, вокруг которого строилась вся жизнь народа. Это Слово и его действенность можно сравнить с тем, как весной сначала медленно, а затем все стремительнее и неудержимее на наших глазах начинают распускаться почки, и природа, земля выказывают как будто неведомые, скрытые силы, которые не может удержать уже ничто. Все преображается, рождается заново, и вскоре, особенно в южных странах, появляются первые плоды, тем самым давая начало уже новым и новым жизням. Неслучайно в Ветхом Завете праздник Пятидесятницы был весенним праздником, когда люди пожинали ранние плоды первого урожая - плоды, всякий раз наглядно напоминавшие о преображающей силе Слова Живого Бога, взирающего и присутствующего. И вот, в этот праздник жизни, каким был праздник Пятидесятницы, апостолы пришли в Иерусалимский Храм, и здесь на них обрушился такой избыток жизни, что они как бы превзошли самих себя - они стали говорить на разных, дотоле неведомых им языках. Каждый раскрылся с совершенной неведомой и для себя, и для окружающих стороны - раскрылся, будто цветок после зимней спячки.

Но при этом они все составили полноценное единство в необъятном многообразии - пышный букет или, лучшее сравнение, хор, где много голосов, у каждого своя мелодия, но все составляют гармонию. В кондаке праздника об этом поется: "Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа". По-русски можно сказать так: когда сошел Всевышний и смешал языки, то Он тем разделил народы; когда же Он роздал огненные языки, то всех призвал к единству; и мы единогласно славим Всесвятого Духа.

Здесь мы слышим явное сопоставление с Вавилонским столпотворением (Быт.11,1-9), когда народы объединились в богоборчестве, и то "одно наречие", на котором они говорили, разделилось на многие языки. И они утратили гармонию общения. А разноязычие под действием Святого Духа, напротив, не разъединяет, а соединяет всех, ибо Сам Бог - множествен, Троичен в Своем единстве, и Он хочет видеть человеческий род таким же множественным в единстве.

Святой евангелист Лука, написавший Книгу Деяний, с восторгом описывает само событие схождения Святого Духа. Не меньший восторг и торжество звучит и словах Евангелия от Иоанна. Праздник Пятидесятницы, который мы отмечаем в конце весны или в начале лета, воспринимается как особенно радостный и светлый. В нем чувствуется какая-то полнота, завершенность. Неслучайно у него существует еще одно название - праздник Святой Троицы, т.е. праздник такого полного Богоявления - явления Бога, в Троице поклоняемого, полнее и величественнее которого для человека быть, кажется, не может.

Подателем новой жизни, излившейся на апостолов, был и остается Дух Святой. На апостолов он снисшел в виде языков пламени, а на всякого, кто вступает в Церковь, - под видом благовонного святого миро, которым помазуется новокрещенный член церкви.

Именно Святой Дух соделал оставшихся в Иерусалиме настоящими апостолами (с греч. посланниками), которые до конца дней своих жили этим Духом, Он действовал, дышал в каждом их слове, в каждом шаге. Через них Господь заключил с нами Новый Завет и начертал его не на каменных скрижалях, а на верующих человеческих сердцах, так что Слово Божие и Дух Божий стали их внутренней сущностью. "И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное" (Иез.36,26).

И уже нельзя поступать иначе, как по Духу. Для таких сердец уже не существует закона во внешнем, принудительном смысле, ибо все производит Дух Божий: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона" (Гал. 5, 22-23).

И мы обращаемся к Святому Духу, чтобы и в нас, на наших сердцах Он запечатлел заповеди новой жизни, Нового Завета, чтобы и мы поступали только под безпрепятственным действием Духа. К Нему, Жизни подателю, мы взываем: "Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша".
Протоиерей Александр СОРОКИН