Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЯВЛЯТЬ ВЕРНОСТЬ И ВЕРУ

Без преувеличения можно сказать, что мы живем в новую эпоху, эпоху информационной революции и новых технологий, небывалых демократических свобод и небывалого духовного рабства, когда грех и преступление не только не встречают должного сопротив-ления, но, пользуясь демократической системой, захватывают власть во всем мире. Это эпоха невиданных переселений народов во всем мире, эпоха новых войн и небывалой доселе власти де-нег. Наконец, это эпоха новой морали, потому что на наших глазах исчезают понятия о совести, чести, стыде, верности, любви. А то, что в христианстве называется грехом и преступ-лением, теперь - естественная норма жизни, "реализация прав человека".

Вся эта новая жизнь становится полем деятельности современ-ного пастыря. Еще одна характерная черта современного пастыр-ского служения - это тяжелейший разрыв преемства. Конечно, не благодатного преемства, оно, по милости Божией, сохраняется. Но в результате долгих гонений, целой эпохи воинствующего безбожия в значительной степени утрачены многие обычаи, тра-диции духовной школы, сам образ пастыря прежнего времени те-перь мало кому знаком. Ни для кого не секрет, что сейчас по-давляющее большинство наших прихожан - неофиты. И огромная часть духовенства также новоначальны в вере.

На пути пастырского служения особенно опасными представляют-ся соблазны обмирщения и политизации, увлечение внешним строительством земной жизни Церкви в ущерб ее духовному бла-гополучию, подмена личного пастырского подвига, в котором осуществляется благодатный дар священства, попытка опереться на административный авторитет власти, вытекающий из высокого положения в церковной иерархии и обществе. Очевидной бедой некоторой части современного духовенства является духовная безграмотность, теплохладность в вере, сребролюбие, любостя-жание, отсутствие стремления к самосовершенствованию, безраз-личие к духовному состоянию паствы, непонимание того, в чем состоит главный долг и подвиг пастыря, какими способами он исполняется и совершается.

Современного начинающего священника, кроме обычных искуше-ний, подстерегают и новые соблазны. Одно мы назовем либераль-ным пастырством. Оно проявляется в излишне вольных отношениях с пасомыми. Понятие о послушании духовнику, о смирении перед ним в этом случае почти полностью отсутствует. Вокруг подоб-ного духовника складывается сообщество, похожее на протес-тантское. В нем, надо сказать, относительно легко развивается благотворительная, образовательная, просветительская, изда-тельская деятельность. Христианство понимается здесь более рационально, подчеркивается его социальное значение, экумени-ческая направленность, терпимость к инакомыслящим. Часто встречается весьма свободное отношение к догматам, канонам, традициям, постам. В такой общине постоянно ищут новые формы церковной жизни, подвергая резкой критике недавнее прошлое, хотя при этом нередко ссылаются на древнее предание. Харак-терно также напряженно-недоверчивое или даже отрицательное отношение к монашеству. Национальная русская традиция воспри-нимается здесь только как ретроградство и провинциализм. Об-разцом, как правило, служит Запад, интеллигентское диссидент-ство считается хорошим тоном или даже нормой. Священники это-го направления имеют обычно весьма светский вид, носят штат-скую одежду, ведут светскую жизнь.

Другой соблазн - это направление, которое можно было бы на-звать духовной тиранией, основанной на властолюбии и духовной неграмотности. Пастырь такого типа становится диктатором для пасомых, выдавая себя за того, кем на самом деле не является. На этой почве возникает распространенный в наше время феномен младостарчества, опасно подменяющий духовное руководство и духовную жизнь психологической зависимостью от духовника. Не каждый священник ощущает в себе призвание к духовничеству. С другой стороны, не каждый священник, желающий быть духовни-ком, может действительно им стать, особенно в короткое время после рукоположения. Необходимо отличать духовническое служе-ние от старчества, которое является особым харизматическим даром и не может быть присуще каждому желающему. Тем не менее пастыри такого направления очень часто считают себя старцами. К сожалению, такой лже-пастырь приводит человека не ко Хри-сту, а к себе. Вокруг него образуется группировка, похожая на секту с мистической направленностью. Характерным является не-терпимость к инакомыслящим. Формализм и буквоедство в соблю-дении уставов и правил, противопоставление себя "интеллигент-ным умникам", которые объявляются обычно евреями, масонами, обновленцами и т.п. Традиции и правила, в которых воспитан такой "пастырь", считаются его паствой чуть ли не Священным Преданием. Всякое иное устроение церковной жизни рассматрива-ется как модернизм, обновленчество. "Никогда такого не было", - звучит в качестве окончательного довода, хотя на самом деле этот довод означает только то, что для произносящего эту фор-мулу не имеет права на существование все то, чего он не зна-ет, не встречал. Утверждается такое направление порой на поч-ве ложно понятого патриотизма, национальной идеи, характер истолкования которых вызывает серьезные сомнения в своей со-гласованности с Евангелием Христовым.

Период гонений XX века вернул и прояснил для нас образ доб-рого пастыря и духовничества, явленного великими примерами святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, оптинских старцев, святого старца в миру о.Алексия Мечева и многих дру-гих. Во время гонений была воссоздана духовная община как не-обходимая и почти единственно способная к выживанию форма церковной жизни, имеющая духовное преемство с евхаристической общиной первых веков христианства. Такая община, возглавляе-мая духовным отцом, во многом напоминает монашескую общину по своей преданности Церкви и строгости жизни. В ней, конечно, не произносятся монашеские обеты, не требуется безбрачие, но считается необходимым полное доверие своему пастырю, смире-ние, готовность к самоотверженному служению, сыновняя любовь к пастырю и братская - к членам общины, духовным братьям и сестрам. Такие общины смогли выдержать самые страшные гоне-ния, поддерживали своих пастырей в лагерях и ссылках, воспи-тали новое поколение ревностных священнослужителей.

Кроме общин о.Алексия Мечева и о.Сергия Мечева можно назвать братство о.Романа Медведя, общину о.Владимира Богданова. По-добные общины и сейчас являются основой и подлинным ядром благополучных приходов, необходимым условием осуществления многих церковных начинаний и дел. Они оказывают наибольшее сопротивление наступлению зла, деятельно противостоят соблаз-ну внутреннего разложения, возрождают подлинную христианскую церковную жизнь. Эти духовные общины образуются около священ-ников, сохранивших духовную преемственность с теми пастырями, которые в своем исповедническом подвиге смогли найти путь праведного пастырского служения Христу, созидая в своем серд-це любовь, мир, смирение, кротость, чистоту, верность до смерти. Главным в пастырском служении всегда остается вопрос о подлинности жизни пастыря и его общины во Христе Иисусе.

Одним из особенно опасных искушений нашего времени является соблазн либерального христианства, конформизма, соглашатель-ства, теплохладности, которые богословски и теоретически обосновываются и оправдываются. Здесь предается забвению важ-нейший принцип христианского устроения сердца, высказанный самим Господом Иисусом Христом: "Кто не берет креста своего и не идет за Мною, несть Мене достоин" (Мф.10,38). Это означа-ет, что быть христианином невозможно без крестного подвига, без готовности распять себя "со страстьми и похотьми". Испо-ведническое настроение объявляется либералами фанатизмом, но именно оно имеет настоящую притягательную силу. Только за подвижниками идут люди, ищущие добра и истины. Страшно, если в погоне за молодежью пастырь отказывается от нравственных норм христианской жизни. Напрасен расчет такой ценой привлечь молодежь, сохранить ее для блага. Может быть, кого-то и уда-стся привлечь, но это будут вовсе не те люди, которые могут быть солью мира. Тех, кто действительно имеет устремление к христианскому устроению сердца, может привлечь только подвиг, исполненный духовной красоты и силы, подвиг стояния в вере, жизни в Духе Святом, любви к Богу и ближним в чистоте и прав-де. Не по течению, а против течения пролегает подлинный хри-стианский путь. Добрый пастырь познается по готовности идти против течения мира сего и "душу свою полагать за овцы" (Ин.10,11).

Для современного пастыря как никогда важны образованность, широта взгляда, внутренняя свобода и духовная красота. Ныне нельзя формально применять те канонические и дисциплинарные нормы, которые были установлены Церковью в далекой древности в совершенно иных обстоятельствах. Но духовный смысл этих норм всегда остается неизменным. Пастырь должен со всей любо-вью и снисходительностью, которые требуются нынешним време-нем, звать и вести свою паству ко Христу и той духовной жизни в Духе Святом, которую принес на землю Господь Иисус Христос.

Важная задача Русской Церкви проявляется в совершенствовании пастырского служения, очищении его от всевозможных искажений, приобретенных и приобретаемых в историческом бытии Церкви в этом мире. Спасительная пастырская миссия является призванием земной Церкви в целом. В ней можно различить две составляю-щие. Первая - это преобразование всего строя церковной жизни и жизни православного общества, что является по преимуществу делом соборного церковного разума и архипастырского возглав-ления Церкви. Вторая - это духовное преображение каждого от-дельного человека, что достигается личным примером подвижни-ческой жизни пастыря и его душепопечительской деятельности. В наше время для нее требуется, конечно, особая подготовка, школа воспитания современных священников и духовников. Нужно учить современных пастырей тому, что только духовный подвиг, подвиг любви настоящей, подвиг пастырского милосердия, жерт-венности может противостоять морю зла, готовому поглотить со-временную жизнь. Сейчас очень часто в храм приходят люди, ни-чего не знающие о христианстве или с самыми дикими представ-лениями о нем. Люди, по большей части прошедшие, как говорит-ся, огонь, воду и медные трубы, т.е. прошедшие все степени греха. Это напоминает нам первые века христианства, когда язычники приходили в Церковь. Но те язычники были малыми детьми по сравнению с современными грешниками. Церковь тогда была иной, Церковь встречала их подвигом мучеников. Это были времена гонений, и Церковь была удивительно чистой, удиви-тельно прекрасной. Эта красота христианской жизни преображала тот мир и привлекала к себе язычников. Они каялись и станови-лись христианами. Сейчас, к сожалению, чаще всего мы не умеем явить миру эту красоту, эту любовь, этот подвиг, эту верность и веру. Протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ, ректор Православного Свято-Тихоновского Богословского института, г.Москва