Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

БОРИС ЗАЙЦЕВ († 1971)

СЛОВО О РОДИНЕ

Святыни бывают различны и различна их иерархия. Но безспорно среди них место Родины. У кого есть настоящая Родина и чувство ее, тот не нищ.

На чужбине многое видишь о Родине по-иному, иначе оцениваешь. Сильнее ощущаешь связь истории, связь поколений и строительства, и внутреннее ядро их.

Нынешний год юбилейный: девятьсот пятьдесят лет Крещения Руси, когда местное было оплодотворено вселенским, но не потеряло своего своеобразия. Зодчие возводят храм св.Софии в Киеве и Новгороде, позже во Владимире, Пскове, в самой Москве - византийское сочетается со славянским. Являются творения и более "личные" - Дионисий, Андрей Рублев. Совсем недавно по-настоящему поняты и оценены высота, благородство иконописи русской.

Если взять область звука, поражаешься древностью и возвышенным величием музыки в России. Когда русский хор исполняет на концертах в Париже песнопения старинных знаменных распевов, то перед иностранцем - новый мир, а у русского холодок по спине: эти вещи сочинены около тысячи лет назад, может быть, в Киево-Печерской лавре. Напевы величественны, суровы в своей чистоте, неизукрашенности.

Пути русского творчества долги, сложны - чрез подвиги наших святых, основателей монастырей и просветителей полудиких племен, чрез творения зодчих, музыкантов, иконописцев, народную песнь и былину, чрез созерцания заволжских старцев, Русь Московскую Алексея Михайловича, Петровский разрыв-созидание - чрез все многовековое странствие выходит творящий дух Родины в эпоху для нас уже не легендарную, а совсем как бы живую и настоящую - девятнадцатый век.

Живя у себя дома, в прежней, мирной России, сызмальства питались мы Пушкиными и Гоголями. Отрочество наше озарял Тургенев, юность - Лев Толстой, позже пришли Достоевский, Чехов. Мимо каких "падших" прошли они равнодушно? Какую "милость" могли отвергнуть? Из "прохладного" Запада пейзаж и климат русской литературы выступает намного душевнее и трогательней. Человечнейший и христианнейший из всех - это мы только теперь с особенной остротою почувствовали. А где корни его? Девятнадцатый русский век создан сынами тысячелетней России.

…Но вот нечто произошло, всем известное. Как, почему, какова цель, не об этом сейчас речь.

Для русского человека в изгнании мировая слава Родины и сознание мировой значительности духа русского имеет еще и оттенок защиты, укрытия в одиночестве и заброшенности. Даже больше - связи, соединения. Не просто мы безприютные. "Кое-что" за плечами есть. Сейчас мы в изгнании, а что завтра будет, еще неизвестно. Наследие же, история, величие Родины - этого не отнять. И поклонения не отнять, и надежды.

Быть может, не всегда ведь будет так, как сейчас. Не вечно же болеть "стране нашей Российской". Возможно, приближаются новые времена - и в них будет возможно возвращение в свой отчий дом.

Так что вот: блеск культуры духовной в древности, своеобразие, блеск ее и в новое время, величие России в тысячелетнем движении, и ощущение - почти мистическое - слитности своей сыновней с отошедшими, с цепью поколений, с единой цельной сущностью. Сквозь тысячу лет бытия на горестной земле, борьбы, трудов, войн, преступлений - немеркнущее духовное ядро, живое сердце, - вот интуиция Родины. Чужбина, безпризорность, беды - пусть. Негеройская жизнь, обывательская, но над нею нечто.

…Россия должна быть терпима и не исключительна в будущем, исходя именно из всего своего духовного прошлого: от святых ее до великой ее литературы все говорили о скромности, милосердии, человеколюбии. И не только говорили. Святые юноши - князья Борис и Глеб, например, первые страстотерпцы наши, подтвердили это самой мученической своею смертью, завещая России свой "образ кротости". Этого забывать нельзя. Истинная Россия есть страна милости, а не ненависти.

С сокр. 1938 г., Париж