Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Подружие

"ВЕНЕЦ ДЛЯ МУЖА СВОЕГО"

По-разному находятся героини наших очерков. Порой их поиск отнимает немало времени и сил, а бывает, все складывается неожиданно и легко. За открытие рубрики "Подружие", посвященной женам священников, нас благодарили многие (подвиг матушки, тихий и незаметный, поучителен для нас), но особенно ценным было слово священника. Отец Сергий БЕЛЬКОВ, настоятель церкви во имя Коневской иконы Божией Матери в пос.Саперное Приозерского района Ленобласти, сказал как-то при встрече: "Это очень важная тема. Священник всегда на виду, о нем много пишут и говорят, а ведь служение матушки ничуть не ниже и не легче. Важно рассказывать об этом опыте. Многих бы дел иной отец не совершил, если бы ни поддержка матушки. Например, очень долго не могу найти священника в наш округ, приходится одному служить поочередно в четырех церквах. Бывает, уже договорюсь с батюшкой, а его матушка не соглашается ехать в сельскую местность. И все". - "Отец Сергий, так, может, попросим о встрече для газеты вашу матушку Людмилу? Она-то разделяет с вами все тяготы…" - "Хорошо".

Но прежде чем предоставить слово Людмиле Петровне БЕЛЬКОВОЙ, необходимо рассказать о приходе в пос. Саперном. Уже шесть лет здесь исцеляются от недуга люди, освобождаются от наркотической зависимости. У церкви - свое хозяйство, жизнь общины приближена к монастырской. Приход живет большой семьей, во главе которой - отец-настоятель, а матушка Людмила стала второй мамой ребятам. Ей и слово:

- Я выросла в деревне, была у нас и корова, и огород. Но в молодости не вникала в эту премудрость, думала, ни к чему, оставаться в деревне не собиралась. А Господь распорядился иначе. Чтобы прокормить ребят на приходе, надо было заняться хозяйством. Теперь у нас ферма, поля. Покупаем, в основном, хлеб, крупы, а сливочное масло, творог, молоко, яйца, овощи, мясо - свои. Каждый несет свое послушание. Ребятам интересно все, ведь некоторые приезжают, даже не зная, как картошка растет. А теперь и отел у коров сами принимают, и опорос. Есть у нас коровы, свиньи, куры, гуси. Помню, как-то сделали десятиметровую грядку моркови, ухаживали за ней. А когда по делам пришлось на три дня уехать в город, гуси вырыли всю морковь. Жалко было, плакала даже: "Что же, - говорю, - не уберегли?".

† † †

Воцерковляться мы начали в 80-х годах. Всей семьей ходили в Александро-Невскую лавру. Живя в коммунальной квартире, старались ходить на раннюю службу. Не скажу, что было легко сразу отсечь прежнюю жизнь. Но потихоньку мы менялись. Знакомились с новыми людьми - верующими, добрыми. В нашем доме стали бывать духовные люди. Однажды пришел в гости протодиакон и говорит при встрече: "Здравствуйте, матушка", - "Да что вы, я не матушка". - "Будешь матушкой". Тогда и в мыслях этого не было, а сложилось именно так.

Получила благословение учиться церковному пению, пела в любительском хоре Духовной академии. Это очень помогло потом на приходе, когда наша церковь осталась без регента.

- Знаю, что до рукоположения батюшка восемнадцать лет работал оперуполномоченным по особо важным делам. Что труднее: быть женой оперуполномоченного или матушкой?

- Трудный вопрос. Тогда были молоды, у меня на руках сразу оказалось двое маленьких детей, мужа дома почти не бывало. Случалось, что и угрожали. И тогда было тяжело, и сейчас нелегко. Но теперь спасительно для души, и не только своей, но и ребят, живущих на приходе.

Жизнью мы не избалованы, прошли с батюшкой все трудности. Сколько мы знакомы, муж всегда учился, работал и учился. Поженились - учился в институте, ушел из института, поступил в техникум. Потом закончил Академию МВД. Произошел внутренний перелом, он уверовал. Со временем поступил в Духовную семинарию. Было трудно: учеба, приход. Священническое служение отец Сергий начинал в Коневском Рождество-Богородичном монастыре, больше трех лет жил на о.Коневец. Потом был назначен управляющим подворья Коневского монастыря в Петербурге и одновременно настоятелем церкви в пос.Саперном. Несколько лет пришлось судиться с бывшими владельцами церковного здания подворья. Все вместе переживали, молебны служили. Выиграли суд, сделали ремонт, новый удар - пожар на подворье. Скорбей хватало.

Жили мы рядом с подворьем, наш дом был и складом, и перевалочной базой. Паломники приезжали - накормить, обогреть приходилось.

Нелегко и в Саперном начиналось. Церковь строилась трудно. Не было денег, стройматериалов. По поселку собирали, а люди без работы сидят, самое большее - пять рублей жертвовали. При строительстве сменилось несколько бригад. Бесы искушали: кто-то запьет, кто-то уйдет. Батюшка приезжал на один день, решал организационные вопросы и уезжал: остановиться было негде. И все же построили храм за десять месяцев. Сначала ездили из города на каждую службу, я уже руководила хором. Потом стали снимать домик в поселке. Условия были тяжелые: дом холодный, воды нет. В воскресенье до четырех часов вечера находились в церкви, голодные. Вскоре церковь пришлось расширять. Была снята крыша, служба шла под открытым небом. Холодно, прихожане мерзли. Но надо сказать, они у нас очень стойкие. А у батюшки, бывало, и руки к Чаше примерзали…

Сейчас у нас жизнь благоустраивается, есть церковный дом, отопление, водопровод. В церкви достраивается нижний храм. Ребята научились плотницким, столярным работам.

Когда свои сыновья выросли, ушли в армию, стала с батюшкой жить на приходе. Ближе познакомилась с ребятами, стала лучше их понимать. Теперь несем этот крест вместе с батюшкой.

Жизнь на приходе строится на любви. То, что было с человеком прежде, никак не отражается на отношении к нему. Мы с прихожанами смотрим на них как на своих детей. Ребята доброжелательные, внимательные, ничего плохого сказать о них не могу. Может, на них влияет дух общины. Если кого-то обидят, обязательно попросят прощения. Все талантливы, у каждого открывается какой-нибудь дар. Они поют в церковном хоре, изучают Закон Божий, мастерят. Много работают. Все строится на доверии и доброте. Единственное, чего не доверяем, - денег, дабы не искушать.

Очень интересно с ними работать. Трудно, конечно. Но когда чувствуешь их искреннее желание исправиться, спастись, - это многое искупает. Трогательно наблюдать, как старшие ребята учат новичков молиться. За несколько месяцев все молитвы они выучивают назубок. Делают замечания друг другу, следят за правильным ударением.

Привыкаешь к этим ребятам. Сейчас провожу с ними даже больше времени, чем со своими детьми. Иногда со слезами расстаешься, как с родными. И они уезжают с тяжелым чувством. Но многие приезжают помолиться и потрудиться. Батюшка повенчал десять пар наших воспитанников. Приезжают с семьями, с детишками, на праздники, летом. Некоторые переехали в поселок, стали жить здесь постоянно.

За эти годы на приходе побывало около ста ребят. Семьдесят три из них вернулись к нормальной жизни. Работают, учатся. Батюшка следит за судьбой каждого.

Родители бывают очень благодарны, когда их ребенок возвращается исцеленным. Прежним, каким он был раньше: любящим, ласковым…

Но отношения с родителями складываются по-разному. Трудно с теми родителями, которые сами еще не уверовали. Поэтому мы и волнуемся, переживаем: как встретят ребят в семьях, когда они возвратятся, найдут ли они понимание у родителей? На приходе привыкают к одним условиям, к одним отношениям, а дома - другие. Родители удивляются, если их девочки перестают краситься, в воскресенье идут в церковь, отказываясь ехать с ними на пикник. Без родительской молитвы детям очень тяжело справляться с недугом. Часто через это горе приходят в Церковь и родители. Сейчас время такое: внуки, дети учат родителей и бабушек.

- На приходе проживает немного ребят, желающих попасть гораздо больше. Как к вам попадают?

- Всех взять, конечно, невозможно, часто приходится отказывать. Мы видим много горя и слез, море материнских слез. Но когда плачет отец… Батюшка говорит: "Не могу устоять перед отцовскими слезами…"

Тяжело, никто не говорит, что легко. Но мы все знаем, что Царство Небесное не наследуешь легко. Да и сил не хватает, но Господь дает. Целый день на ногах, но бодрость есть. На приходе ведь рабочий день не ограничен, нет и выходных…

Что посоветовать молодым матушкам? Не должно быть никакой гордости. Надо быть простой, близкой к людям. С любовью относиться к прихожанам. Быть готовой помочь любому, подменить кого-то, если необходимо. Например, отпустить человека из церковной лавки на обед. И полы помыть, если надо. Человек должен оставаться человеком. Люди очень чувствуют, как ты к ним относишься, чувствуют превозношение, если оно есть. У нас приход доброжелательный, слава Богу. Мы должны являть любовь, смирение, терпение - все, что необходимо и любому православному человеку.

К нашему разговору присоединяется отец Сергий.

- Батюшка, о духовном значении христианского брака написано немало книг, а в чем его житейский смысл? Среди новоначальных мирян-мужчин распространено мнение о безоговорочном подчинении жены…

- Безусловно, если муж и жена составляют плоть едину, все важные семейные вопросы - место жительства, работы - они должны решать совместно. Жена дана Богом как помощница мужу. Взглянем на производство, на любую организацию - разве где-нибудь мы увидим, чтобы помощника презирали, пренебрегали им? Наоборот, чем помощник ценнее, тем его больше берегут. Так и по отношению к жене должно быть. Она помогает, надо ценить ее, беречь, прислушиваться к ней. Недаром в народе говорят: муж - голова, а жена - шея.

Отношения должны строиться в свете Евангелия, а в Евангелии - любовь во всем. Согласие должно быть. В чине венчания говорится: оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей. (Муж к жене, заметим, а не наоборот). И будут двое в плоть едину.

Самодуром может быть и муж, и жена. Нужно поступать с рассуждением. Подчиняться мужу жена должна согласно Евангелия, а если муж, даже православный, толкает жену на преступление (ведь вера не гарантирует от непогрешимости), разве должно ему подчиняться?

Жена несет часть забот по воспитанию детей, по хозяйству. А муж, соответственно, должен направлять эти силы на служение обществу, Церкви. Есть жены-сподвижницы. Они облегчают общественное, священническое служение, если мы говорим о священнослужителе. Без любящих матушек многих важных дел иной священник и не совершил бы, даже если батюшка известен, а о матушке ничего не знаем. Знаем, что есть и Митерикон, но в основном нам известны святые Отцы. Но, может, святые жены имеет большую славу у Бога, лишь мы о ней знаем мало.

Известно, что во время безбожных гонений "платочки" спасли Церковь, как и предсказывал прп.Серафим Саровский. И сегодня храмы держатся на женщинах. Роль их велика.

Моя матушка много помогла мне в жизни. Благодаря ей получал образование, ведь главные семейные заботы легли на ее плечи. Другая бы сказала: нет, какая учеба? Потом, когда уходил с работы в монастырь - дома почти не бывал, она оставалась с детьми, все не просто, жалование скромное, милостью Божией выжили. Дом наш был рядом с подворьем, так дверь не закрывалась ни днем, ни ночью, надо было - и ночевать люди оставались. Другая бы сказала: зачем мне это надо, закрыла бы дверь, и дело с концом. Считаю, что все, что сделано на приходе, достигнуто в жизни, - сделано вместе.

Телефон церкви Коневской иконы Божией Матери в пос.Саперное: (279) 90-393.

Марина МИХАЙЛОВА