Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Священник Александр ЕЛЬЧАНИНОВ († 1934)

БЕСЕДА О КАТОЛИЧЕСТВЕ И ПРАВОСЛАВИИ

Понимание вещей дается очищенному сердцу, и это понимание вырастает по мере нашего духовного роста. Но сейчас я буду говорить, главным образом, о католическом официальном учении в Церкви.

Для начала же хочу сказать, что, несмотря на все различия с нашей Православной Церковью, в Католической Церкви были великие святые, и есть настоящая вера и в служителях Церкви, и в отдельных людях. Мы же, несмотря на полноту Истины, которою обладает наша Православная Церковь, во многом недостойны Ее и должны учиться у тех же католиков - их церковной и педагогической работе хотя бы.

Не надо также забывать, что, в самом основном, что составляет сущность христианства, мы с католиками объединены, несмотря на все наши различия. Это основное - вера в святую Троицу и в Христа как Богочеловека.

Что же в Католической Церкви является искажением Истины, в чем она отошла от полноты христианского вероучения?

Различия формальные: Filiogue. Ватиканский догмат о примате и непогрешимости папы, догмат о непорочном зачатии Божией Матери, чистилище, индульгенции, учение о человеке. Корни этого различия: "латинство", унаследованное от формально и юридически мыслящего Древнего Рима.

В католичестве Церковь мистически обоснована и переживается верующими прежде всего как организация, а не как Организм. Организация во главе с папой-монархом. Это учение, введенное в III веке, и догмат о примате и непогрешимости папы как Викария Христа (утвержденный на Ватиканском соборе в 1870 г.), абсолютно чужды букве и духу Евангелия. Все евангельские тексты относятся к первенству ап.Петра среди апостолов. Епископом он никогда не был. И никакой связи между первенством Петра в апостольские времена и первенством и непогрешимостью папы в Католической Церкви во все последующие века нет.

Исторически же власть папы возникла вследствие первенственного места Римского епископа, как епископа столицы римской империи. Это первенство чести, а не власти. Римский епископ мог бы считаться первым среди равных т.е. среди других епископов. Таким же, и с большим основанием, мог быть и епископ Иерусалимский.

Сила власти, стройность структуры, рациональная ясность в богословии, юридизм в морали и церковных правилах, могущество Рима - все это создавалось и создается за счет соборной природы Церкви, где внутренняя свобода и любовь являются основными созидательными силами Церкви.

Такое формально юридическое понимание далеко от евангельского первохристианского и православного учения о Церкви как Организме, где соборное начало не отрицает иерархической структуры Церкви, но дает этой структуре надлежащее, а не первенствующее место.

Конечно, у нас в Православной Церкви много "нестроений", которые почти немыслимы в католичестве, где централизация власти в руках папы делает такие "нестроения" почти невозможными.

Но не надо забывать, что "нестроения" были и в древней Церкви и что побеждались они не через подчинение авторитету Римского первосвященника, а изживались и изживаются изнутри. И такое повиновение авторитету бывает часто внешним подчинением, не означающим внутреннего единства. Надо заметить, что многие католики и даже католические богословы часто внутренне не принимают это формально юридическое подчинение Церкви.

Католическое учение о непорочном зачатии Божией Матери, принятое Католической Церковью в 1845 г., лишает Ее, а также самого Христа полноты человеческой природы. Приписывая Божией Матери сверхъестественное рождение и изымая Ее этим из всего человеческого рода, Католическая Церковь этим самым не признает в Христе Богочеловечества, т.е. искажает самую сущность христианства.

Filiogue было прибавлено в 589г. к Символу Веры в местной церкви в Испании. Император Карл Великий своим авторитетом ввел эту прибавку в Риме только в XI веке. Эта прибавка была внесена в католический Символ Веры, без созыва Вселенского собора, что противоречит всем правилам Церкви, т.к. всякое добавление к Символу Веры может быть сделано только Вселенским собором.

Этот догмат Католической Церкви против слова Божия, т.к. ап.Иоанн приводит слова Христа: "Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Иоан.15, 26).

Таким образом мы видим, в главных чертах, что именно Православная Церковь сохранила неизменно и полностью чистоту Христова учения.