Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Беседы о вере и церкви

ИСТИННАЯ ВЕРА - ПРАВОСЛАВИЕ

Первое, перед чем останавливается современный человек - это множество вер, религий, мировоззрений. Кем ему стать?.. пройдя сквозь дебри и джунгли этого многорелигиозного древа, человек стал христианином. Все понял, христианство - это лучшая религия, правильная. Но какое христианство? Оно столь многолико. Католик призывает: посмотри, сколько за мной стоит - 1млрд 45 млн. Протестанты самых различных деноминаций указывают, что их 350 млн. Православных меньше всех, всего 170 миллионов. Правда, кто-то подсказывает: истина не в количестве, а в качестве. Вопрос серьезный: "Где же оно, истинное христианство?"

Нередко задают вопрос: "Ну, а чем католичество отличается от Православия, в чем его ошибка? Не является ли оно просто другим путем ко Христу?" Есть путь, который со всей очевидностью покажет, что есть католицизм и куда он ведет человека. Это метод сравнительного исследования… духовной области жизни, наглядно проявляющей себя в жизни святых.

Действительно, по своим святым оценивается любая Поместная Православная Церковь или инославная. Скажите мне, кто ваши святые, и я скажу вам, какова ваша Церковь. Ибо любая Церковь объявляет святыми лишь тех, которые воплотили в своей жизни христианский идеал, как он видится данной Церковью. Поэтому прославление кого-то является не только свидетельством Церкви о христианине, который по ее суждению достоин славы и предлагается ею в качестве примера для подражания, но и прежде всего свидетельством Церкви о самой себе. По святым мы лучше всего можем судить о действительной и мнимой святости самой Церкви. Приведу несколько иллюстраций, свидетельствующих о понимании святости в католической церкви.

Одним из великих католических святых является Франциск Ассизский (XIII в.). Его духовное самосознание хорошо открывается из следующих фактов. Однажды Франциск долго молился "о двух милостях": "Первая - это чтобы я… мог… пережить все те страдания, которые, Ты, Сладчайший Иисусе, испытал в Твоих мучительных страстях. И вторая милость… - это, чтобы… я мог почувствовать… ту неограниченную любовь, которою горел Ты, Сын Божий". Как видим, не чувства своей греховности безпокоили Франциска, а откровенные претензии на равенство с Христом! Во время этой молитвы Франциск "почувствовал себя превращенным в Иисуса", Которого он тут же и увидел в образе шестикрылого серафима, поразившего его огненными стрелами в места крестных язв Иисуса Христа. После этого у Франциска появились болезненные кровоточащие раны (стигмы) - следы "страданий Иисусовых".

Природа этих стигм хорошо известна в психиатрии: непрерывная концентрация внимания на крестных страданиях Христа чрезвычайно возбуждает нервы и психику человека и при длительных упражнениях может вызывать это явление. Ничего благодатного здесь нет, ибо в таком сострадании (compassio) Христу нет той истинной любви, о существе которой Господь прямо сказал: кто соблюдает заповеди Мои, тот любит Меня (Ин.14;21). А подмена борьбы со своим ветхим человеком мечтательными переживаниями "сострадания" - одна из тяжелейших ошибок в духовной жизни, которая и приводит многих подвижников к самомнению, гордыне - очевидной прелести, нередко связанной с прямыми психическими расстройствами (ср. "проповеди" Франциска птицам, волку, горлицам, змеям… цветам, его благоговение перед огнем, камнями, червями).

Очень показательна и цель жизни, которую поставил перед собой Франциск: "Я трудился и хочу трудиться… потому что это приносит честь". В конце жизни он откровенно сказал: "Я не сознаю за собой никакого прегрешения, которое не искупил бы исповедью и покаянием". Для сравнения приведем предсмертный момент из жизни прп.Сисоя Великого (Vв). Окруженный в момент своей смерти братией, в ту минуту, когда он как бы беседовал с невидимыми лицами, Сисой на вопрос братии: "Отче, скажи нам, с кем ты ведешь беседу?" - отвечал: "Это Ангелы пришли взять меня, но я молюсь им, чтобы они оставили меня на короткое время, чтобы покаяться… Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего". Это глубокое понимание, видение своего несовершенства является главной отличительной чертой истинных святых.

А вот выдержки из "Откровений "блаженной" Анжелы" (†1309 г.). "Дух святой, - пишет она, - говорит ей: "Дочь Моя, сладостная Моя… очень Я люблю тебя"; "Был Я с апостолами, и видели они Меня очами телесными, но не чувствовали Меня так, как чувствуешь ты". И такое открывает о себе Анжела: "Вижу я во мраке Святую Троицу, и в самой Троице, Которую вижу я во мраке, кажется мне, что стою я и пребываю в середине Ее". Свое отношение к Иисусу Христу она выражает в таких словах: "Могла я всю себя ввести внутрь Иисуса Христа". Или: "Я же от сладости Его и от скорби об отшествии Его кричала и хотела умереть", - при этом она в ярости так начинала бить себя, что монахини вынуждены были уносить ее из костела. Резкую, но верную оценку "откровений" Анжелы дает один из крупнейших русских религиозных мыслителей XX века А.Ф.Лосев. Он пишет, в частности: "Соблазненность и прельщенность плотью приводит к тому, что святой Дух является блаженной Анжеле и нашептывает ей такие влюбленные речи: "Дочь Моя, сладостная Моя… люби Меня, ибо очень люблю Я тебя, много больше, чем ты любишь Меня". Святая… не может найти себе места от любовных томлений. А возлюбленный все является и все больше разжигает ее тело, ее сердце, ее кровь. Крест Христов представляется ей брачным ложем… Что может быть более противоположно византийско-московскому суровому и целомудренному подвижничеству, как не эти постоянные кощунственные заявления: "Душа моя была принята в несотворенный свет и вознесена", - эти страстные взирания на Крест Христов, на раны Христа и на отдельные члены Его Тела, это насильственное вызывание кровавых пятен на собственном теле и т.п.

Ярким свидетельством католической святости является Катарина Сиенская (†1380), возведенная папой Павлом VI в высший разряд святых - в "Учители Церкви". Вот несколько выписок из католической книги Антонио Сикари "Портреты святых". Екатерине было около 20 лет. "Она… истово молилась своему Господу Иисусу, повторяя прекрасную, нежнейшую формулу, которая стала для нее привычной: "Сочетайся со мной браком в вере!" "Однажды Екатерина увидела видение: ее божественный Жених… взял из ее груди сердце, чтобы дать ей другое сердце, более похожее на Его собственное". Однажды сказали, что она умерла. "Она сама говорила впоследствии, что ее сердце было растерзано силой божественной любви и что она прошла через смерть, "узрев райские врата". Но "вернись, дитя Мое, - сказал мне Господь, - тебе нужно вернуться… Я приведу тебя к князьям и властителям Церкви". И смиренная девушка начала рассылать во всему свету свои послания, которые она диктовала с поразительной быстротой, часто по три или по четыре одновременно и по разным поводам, не сбиваясь и опережая секретарей. "В письмах Екатерины бросается в глаза частое и настойчивое повторение слов: "Я хочу". "Некоторые говорят, что решительные слова "я хочу" она в состоянии экстаза обращала даже ко Христу". Из переписки с Григорием XI, которого она убеждала вернуться из Авиньона в Рим: "Говорю вам от имени Христа…". "А к королю Франции обращается со словами: "Творите волю Божию и мою".

Не менее показательны "откровения" и возведенной также папой Павлом VI в "Учители Церкви" Терезы Авильской (XVI в.). Перед смертью она восклицает: "О, Бог мой, Супруг мой, наконец-то я тебя увижу!" Этот в высшей степени странный возглас не случаен. Он - закономерное следствие всего "духовного" подвига Терезы, существо которого открывается хотя в следующем факте. После многочисленных своих явлений "христос" говорит Терезе: "С этого дня ты будешь супругой Моей… Я отныне не только Творец твой, Бог, но и Супруг". Не приходится поэтому удивляться, когда Тереза признается: "Душу зовет Возлюбленный таким пронзительным свистом, что нельзя этого не услышать. Этот зов действует на душу так, что она изнемогает от желания". Известный американский психолог Вильям Джеймс, оценивая ее мистический опыт, писал, что "ее представления о религии сводились… к безконечному любовному флирту между поклонником и его божеством".

Еще одной иллюстрацией представления о святости в католицизме является Тереза-Маленькая из Лизье (конец XIX в.). "Во время собеседования, предварившего мой постриг, я поведала о делании, которое намеревалась совершить в Кармеле: "Я пришла спасать души и прежде всего - молиться за священников". Не себя спасать, но других!

Говоря о своем недостоинстве, она тут же пишет: "Я думала, что рождена для славы и искала путей к ее достижению. И вот Господь Бог… открыл мне, что моя слава не будет явлена смертному взору, и суть ее в том, что я стану великой святой!!!" (ср.: Макарий Великий, которого сподвижники за редкую высоту жизни называли "земным богом", лишь молился: "Боже, очисти мя грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою"). В высшей степени "замечательно" учение Терезы о духовной любви: "Это было лобзание любви. Я чувствовала себя любимой и говорила: "Я люблю Тебя и вверяю Тебе себя навеки". "Не было ни прошений, ни борьбы, ни жертв; уже давно Иисус и маленькая бедная Тереза, взглянув друг на друга, поняли все… Этот день принес не обмен взглядами, а слияние, когда больше не было двух, и Тереза исчезла, словно капля воды, потерявшаяся в океанских глубинах". Едва ли требуются здесь какие комментарии к этому мечтательному роману бедной девушки - "Учителя католической церкви".

Как прав был тот помещик (об этом пишет свт.Игнатий Брянчанинов), который, увидев в руках своей дочери католическую книжку "Подражание Иисусу Христу" Фомы Кемпийского (XV в.), вырвал у нее из рук и сказал: "Прекрати играть с Богом в роман".

Вышеприведенные примеры не оставляют сомнений в справедливости этих слов. К великому сожалению, в католической церкви уже перестали, видимо, отличать духовное от душевного и святость от мечтательности, а следовательно, и христианство от язычества.

Профессор МДА Алексей ОСИПОВ, с сокр.