Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПОСТ У ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН ОТ КАТОЛИКОВ

Прежде всего посты отличаются по времени. Так, Православная Церковь заповедует поститься в среду и пятницу, а католическая - в пятницу и субботу. Православный обычай постов более сообразен с примером древней Церкви, чем католической. В католической церкви нет двух известных с древних времен постов: Петрова и Успенского, а Великий пост короче, чем в Православной Церкви. Конечно, сила постов не в их количестве, а в свойстве: ничего не приобретает от поста тот, кто не ест скоромного и в то же время, например, пьянствует. Да и вообще телесный пост не имеет цели без духовного, поэтому Святая Церковь и говорит нам: постяся, братие, телесно, постимся и духовно. Если сравнить посты православные и католические, то увидим, что все в нашей Церкви, в том числе и посты, носит на себе печать более древнего и более усердного благочестия, чем в католической, которая любит подлаживаться под людские прихоти, слабости, вкусы. Отсюда возникает еще одна особенность: Православная Церковь дает разрешение от поста людям слабым, немощным, и вообще соблюдение поста она возлагает на христианскую совесть людей; а католическая церковь дает такое разрешение в виде поблажи, особенно людям знатным, чтобы таким образом, угождая их чувственности, привлечь их к себе и удержать в своей духовной власти. Наконец, в католической церкви отсутствует обычай говения. В древние времена христиане причащались каждый день, испытывая перед этим свою совесть и исповедуя согрешения свои. Это было возможно при той пламенной любви к вере, ко Христу и чистоте духовной, какой отличались древние христиане. Потом, с оскудением любви и святости, исповедь и причастие повторялись реже и реже и требовали уже особенного приготовления, чтобы христиане достойнее и с большей пользой для души приступали к Таинствам. Православная Церковь дает прекрасный способ для такого приготовления: это - говение, внушая, чтобы христиане не успокаивались на одной силе Таинства (например, сила таинства исповеди - в разрешении грехов), а сами подвизались бы для своего очищения от грехов, для своей праведности и об этом поразмыслили бы в течение долгого говения. Отсутствие такого обычая в католической церкви объясняется тем, что она приучила христиан полагать силу Таинтва гораздо более (и почти исключительно) в самом действии его, чем во внутреннем расположении, с каким оно принимается, а это, в свою очередь, должно было внушать католикам полагаться во всем на власть церкви, т.е. пап и ксендзов.

"Правда об Унии", 1865 г.

"Православный голос Кубани"