Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О вере и спасении

РАССЛАБЛЕННОСТЬ ДУХОВНАЯ

Настоятель храма прп. Серафима Саровского в п.Песочный священник Игорь ФИЛИН.

- Вопрос духовной расслабленности в наше апостасийное время особенно важен, все мы в той или иной степени заражены духом расслабленности… По милости Своей многих из нас Господь извлек из пропасти погибели, привел к вере, дал крещение, ввел в Церковь. По слову свт.Феофана Затворника, первоначально новообращенному дается втуне дарованная, т.е. даром данная благодать. Она способствует яркой вере, стремлению к познанию Бога, посещению храма, побуждает к исследованию Священного Писания, чтению святых Отцов. Люди каждый день ходят в церковь, усердно молятся, каются в грехах. Уже с приобретением пастырского опыта я понял, все это - сила Божия. А какова будет сила и произволение человека - будет видно по прошествии некоторого времени. И часто приходится видеть, что спустя какое-то время человека посещает расслабленность.

Но почему Господь вначале дает силу, а потом словно ее отнимает? Вслушайтесь в слово - "благо-дать", - т.е. Господь дает некоторое высшее благо. Многие из нас пережили сладостное осознания: верую, что есть Господь, который обо мне промышляет и заботится. Пережили замечательное состояние, которое современники и послы равноап.кн.Владимира, побывав в византийском храме, определили словами: "Мы не знали, где мы, на земле или на небе". Господь первоначально дает благодать для того, чтобы мы немножко в этом состоянии побыли. И в это время Он покрывает все наши грехи и немощи, страсти и греховные привычки. Всякий верующий может вспомнить это время, когда можешь ночи не спать, бегом бежать в храм, отстаивать долгие службы, когда хочется припадать к святыням и молиться. Но проходит время, и эта втуне дарованная благодать отступает. Это не значит, что Бог от тебя отступает и не дает тебе больше благодати. Просто она начинает действовать иначе.

Следующий этап - покаяние. Господь таким образом помогает нам увидеть наши немощи и грехи. За короткое время втуне дарованной благодати мы приобретаем благочестивые привычки - молиться утром и вечером, читать Евангелие, ходить в церковь, исповедоваться, причащаться. Потом приходится это делать уже своими силами. Вот тогда-то люди и начинают жаловаться на то, что вот и не помолиться, и не покаяться… и книги не читаются, и заботы всякие одолевают… И начинают отступать… Этот период, по определению святых Отцов, может продолжаться всю жизнь. До тех пор, пока мы не покаемся, не изживем своих страстей. Как свидетельствует св.ап. Павел в своих Посланиях: что должен ветхий человек, грешник страстный умереть, и родиться новый, уже во образ Христов. Надо запастись терпением, ведь этот труд растягивается на долгие годы. А вот терпеть-то мы не привыкли. Желаем сразу всему научиться - и поститься, и молиться, и богословствовать; хотим особенной религиозной жизни, хотим стать святыми в ближайшие три месяца… Но не получается…

Человек огорчается и, не имея духовного опыта, обманываемый дьяволом, отступает. Сатана говорит: молиться ты не можешь, зачем пыжиться? Займись другими делами полезными: поухаживай за больными, помоги родственникам. А молиться… ну ладно, соверши… например, правило Серафима Саровского…

Так и обманывает лукавый человека, ибо главное, что в себя включает правило Серафима Саровского - непрестанная Иисусова молитва, - как проснулся и до тех пор, пока не лег в кровать. Все это перечеркивается, и говорится: "Прочитай "Верую", три раза "Отче наш", три раза "Богородице…" - и достаточно". А главное-то уже выдернули… Я даже такую книжку видел, одно из наших православных издательств напечатало, где так и написано: "правило Серафима Саровского для мирян". И приходят люди в храм и говорят: "У меня много забот, но я правило Серафима Саровского читаю". На что отвечаю: "А вот я, хоть по обязанности своей должен молиться, не могу этого правила читать. Потому что не могу весь день молиться Иисусовой молитвой. Не получается…"

…Вспоминается, как бежал в четыре часа утра, чтобы к семи успеть в храм, на другой конец города. Бежал и радовался. Но прошли годы. И оказалось, что порой себя на службу с трудом можешь поднять. Бывает, и опоздаешь… Господи помилуй! Вот вам пример расслабленности.

Есть две силы - наша собственная воля, воля Божественная и воля демоническая, которые действуют на нас: с одной стороны, Ангел-хранитель, с другой, бес-искуситель. И каждый пытается склонить к себе. Мы своею волею выбираем одесную или ошую, с Богом или с сатаной. Но всякий раз, когда мы выбираем свою немощь, мы отступаем. Сегодня поленились, завтра отговорились, что устали, потом обстоятельства не сложились… и вот мы уже перестаем молиться.

С посещением церкви та же история. Мы все знаем примеры, когда вдруг перестает ходить в церковь человек. Хочет… и не может. Раз пропустил, два пропустил, а потом уже и никак. В таких случаях один священник говорил: "Если не можешь прийти вовремя, тогда хоть опоздай… К середине службы, к концу… хоть на отпуст приди - крест поцеловать. И этого не можешь? Приди, когда сможешь. Хотя бы дойди до церкви. Дойди… Если ты себя преодолеешь, несмотря на все немощи и бесовские препоны, - дальше будет легче, ведь ты волею своей определил - ходить в храм. И пусть ты слабый и немощный, и бес тебя за ноги держал, но ты дошел. В следующий раз Господь тебе помощь подаст.

И с молитвою так. Весь день понуждай себя, проси: "Боже милостивый, поставь меня на молитву". Существует духовный закон: до тех пор пока мы не видим своей гибели, мы ничего делать не будем. Свт.Феофан Затворник говорил в таких случаях: "Разожги у себя пожар". Что это значит? Вот когда пожар в доме - рассуждать и откладывать некогда, надо спасаться. А если в душе твоей будет такой пожар, ты осознаешь, что если сейчас не обратиться к Господу, - гибель неизбежна. Ведь мы называем Господа нашего Иисуса Христа Спасителем. А кому нужен Спаситель? Погибающему! Значит, мы должны увидеть и осознать погибельность своего положения. Этим отличается настоящая духовная жизнь: никогда, до самой смерти не могу сказать: "Я спасся; я спасаюсь". Но всегда говорю: "Я погибаю…"

Вспомним жития святых, которых мы называем великими - Арсений Великий, Антоний Великий, Пимен Великий, Пахомий Великий… Они и на одре смерти, когда их вопрошали ученики: "Авва, видишь ли ты Царствие Небесное?", отвечали: "Нет. Не знаю еще, примет ли меня Господь". А один из подвижников, когда ученики его увидели, что он с кем-то беседует и спросили: "Авва, с кем ты говоришь?", ответил: "Пришли ангелы за моей душой. А я их прошу еще немножко продлить мою жизнь. Я не принес еще достаточно покаяния". А когда в третий раз он просил ангелов о том же, те спросили: "Ты надеешься, что наступит время, когда ты будешь уверен?" Он ответил: "Нет". До самой последней минуты он полагал, что погибает. Вот отличительная черта святых угодников, подвижников благочестия, праведников - никогда не успокаиваться, но помнить - я погибаю. Мы, дети Адамовы, несем в себе и жизнь, и смерть. И если мы не будем бороться за жизнь, смерть поглотит не только наше временное бытие. Самое страшное - духовная смерть, т.е. вечная агония.

Как преодолеть свои немощи и "зажечь в душе своей пожар"? Прежде всего, надо стремиться к вере, благочестию, праведности, святости. Веровать во Иисуса Христа и во Святую Троицу, правильно исповедовать Бога, согласно нашему вероучению святоотеческому. Решения Вселенских Соборов являются для нас определяющими. А если наши представление о Боге и о пути спасения отличаются от святоотеческих постановлений Вселенских Соборов, значит, вера наша не православная, и тогда как же сможем найти истинного Бога, если имеем о нем неправильное представление!? Значит, мало веровать и креститься… Господь говорит: если вы любите Меня, заповеди Мои соблюдете. Соблюдение заповедей является подтверждением нашей веры.

Вспомним недавнюю историю нашего несчастного Отечества. За отступление наших предков от христианской веры и потерпели мы страшный крах. И вот сегодня мы, - утратившие корни, семейный и церковный прядок, забывшие о народном благочестии, воспитанные нередко в совершенно чуждых православию идеалах и принципах, привыкшие к благам цивилизации, имеющие множество вредных привычек, - расслабленные…

Многие с трудом постятся, потому что пост - это преодоление самого себя. А мы расслаблены и уже заранее себя жалеем: мяса нельзя, яиц, рыбы, сметанки любимой… А что же есть тогда? Как быть? Но какие потом удивительные происходят изменения с этими людьми. Приходят и говорят: "Оказывается, поститься не так уж трудно. Надо только на это решиться". Конечно, смысл нашей веры не в том, чтобы не есть мяса, или прийти в церковь и просто стоять. Смысл в том, чтобы стать богоподобными. А у нас страстей полно, мы забываем, что нужно научиться любить Бога и ближнего по заповеди. И достаем свои мысленные шашки и ружья, и палим во все стороны - в чужих и в своих. И вот уже лукавый перевел стрелочки нашего поезда. А мы, надеясь, что несемся в рай, летим в пропасть и думаем, что спасаемся. И совсем было бы дело-то наше пропащее, если бы не Христос с Его любовью и благодатью. Берет Он нас, немощных, слабых, страстных, и Бога-то своего толком не знающих, лишь искренне к Нему тянущихся, и несет, и учит. И вступаем мы в этап познания своей немощи. Что делать? Понуждай себя, проси: "Господи, помоги! Господи, дай силы! Господи, благослови!"

Св.прп. Григорий Синаит говорил своим ученикам: не унывайте, и святые когда-то были подобострастны нам, но шаг за шагом, мало-помалу стали святыми. Поэтому и нам нет нужды унывать. Нам нужно трудиться, понуждать себя. Ученик один говорил старцу: Отче, я не способен к жизни подвижнической. Опять согрешил. А тот отвечал: Скажи мне, если ты упал, что ты делаешь? Так и валяешься в грязи? - Нет. Встаю, отряхиваюсь и иду дальше. - Так вот, покуда ты - человек, так тебе и определено. Будешь падать, но каждый раз вставай, кайся и опять иди… И так до самой смерти.

Вот если мы хоть так пытаемся быть верными Господу, Он смотрит на наше произволение. Как свт.Иоанн Златоуст говорил: "Смотрите, Господь и произволение целует". По-русски сейчас бы сказали - намерение приветствует. Но если Он и намерение целует, когда мы, пусть ползком, но стремимся к Нему, так неужели Он нас оттолкнет? Нет, Господь сказал: "Грядущаго ко Мне не изжену вон" (Ин. 6,37). Он всегда готовит нам венец за этот наш маленький, ничтожный подвиг. Что этот подвиг перед Ним? Даже подвиги великих святых - ничто пред Господом, Который создал всю Вселенную. Это нам нужно. Это наше маленькое преодоление самих себя, постоянное испрашивание Божией помощи, покаяние в своей немощи, созидает главное - смирение. Будем терпеть и за все Бога благодарить. И стараться жить по христианской совести.

"Православное радио Санкт-Петербурга"