Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ВНИМАТЬ СЕБЕ

В Москве завершились Десятые Международные Рождественские Чтения. Радостен их итог - решение о постепенном введении в программы общеобразовательных школ предмета "Основы православной культуры". Глядя на участников Чтений - творческих, мыслящих людей с горящим сердцем - верится, что найдутся преподаватели этого предмета. Думается, никто из нас не забудет слов Святейшего Патриарха на торжественном закрытии Чтений об ответственности за детей, его призыва следовать словам ап.Павла: "…наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе (Деян.18,25). Будем же гореть духом в служении, к которому призвал нас Господь, просвещая детей, которые нуждаются в слове Божием", - напутствовал Предстоятель Русской Православной Церкви собравшихся.

Лишь одно огорчило участников: они не дождались традиционного отчета всех секций, на котором люди узнавали о работе коллег по направлениям, на которых не удалось присутствовать лично. Но главное впечатление от Чтений, конечно, обнадеживает. Наш собеседник - участник Чтений, известный богослов, - диакон Андрей КУРАЕВ.

- Значение Рождественских Чтений огромно. Эта конференция - явление не только церковной жизни, но и культурной. Можно сказать, что это самое крупное мероприятие в культурной жизни России. Ничего подобного ни по количеству, ни по научному уровню участников, ни по охвату тем - около шестидесяти секций и круглых столов работает на Чтениях - светский мир не организует. Это и хорошо, и плохо. Плохо, потому что, по сути, нет реальной государственной поддержки культуры. Хорошо то, что Церковь взяла на себя этот труд.

Приезжая в Москву, люди знакомятся с литературой, узнают, как много издано серьезных, глубоких книг на самые разные темы духовной жизни. Это очень важно в условиях развала распространения научной литературы по России. Церковные книгоиздательства играют сейчас роль не только духовно-просветительскую, но культурную и научную. Это очень ценно для учителей, работников высшей системы образования, местной администрации, - всех, кто приезжает на эти Чтения.

Кроме всего прочего, я бы сказал, что это слет белых ворон. Потому что почти каждый священник, который приезжает сюда, - это белая ворона у себя в епархии. Признаем правду, нередко на них косятся, иногда даже сослужители: тебе что, недостаточно самой приходской деятельности, требной? И вот увидеть, что мы нужны, что Святейший Патриарх призывает к этой работе, почувствовать здесь плечо друга - ради этого тоже необходимо встречаться.

- Главная задача Рождественских Чтений, отраженная и в их названии, - образовательная. Вы преподаете в Свято-Тихоновском богословском институте, встречаетесь с молодежью помимо лекций, что вы можете сказать о нашем подрастающем поколении?

- Расскажу о двух встречах. Недавно я разговорился с одним пареньком. У него были личные проблемы, его выгоняли из школы, и когда он выговорился о наболевшем, мы перешли к другим темам, задавал он вопросы и о религии. Удивительно то, что ни одного вопроса по Библии, ни одного вопроса о христианстве он не задал. Все его вопросы были об оккультизме: про переселение душ, про карму, судьбу, гороскопы, Вангу, и т.п. Он - не исключение, это обычный молодой человек, у меня не первая такая встреча. Мы должны понять, что в головах наших подростков царит хаос, не имеющий к христианству никакого отношения. При том, что они религиозны по своей природе, совсем не атеисты, но их религиозность - антихристианская. Поэтому очень важно, возвращаясь к теме этих Чтений, через школу, в частности, донести до детей знания о культуре религиозной мысли, о Православии, иначе они будут, за редким исключением, продолжать пребывать в безкультурье оккультной попсы.

В декабре ушедшего года я побывал в Норильском кадетском корпусе. Ребята, которые там учатся, оставили очень добрые воспоминания. Они живут в закрытой среде, почти не смотрят телевизор и иногда им преподается Закон Божий. Именно глядя на них, я пришел к суждению, которое может показаться резким. У меня возникло ощущение, что лет через пятьдесят все обитатели нашей планеты четко будут делиться на две расы: на тех, кто смотрит ТВ и на тех, кто не смотрит. По-моему, это по лицам просто будет видно, как мы отличаем людей разных рас. Думается, уже через поколение будет понятно: этот человек - приставка к ТВ, а это - человек, мыслящий самостоятельно. Мой главный призыв - учитесь жить без этой присоски. Умейте защитить себя от мира попсы причастием к миру серьезной культуры, в том числе церковной, к миру классической литературы.

Можно вспомнить опыт советской поры. Бывало, разговоришься в те времена с человеком неверующим. Для него это часто была первая встреча с носителем веры православной. После небольшого рассказа о вере он начинал сокрушаться: как же так, мы обо всем этом не знали, от нас скрывали, где же теперь узнать, книг нет и т.д. Отвечаешь: подождите, да у вас дома богословская библиотека стоит, просто вы ее не замечали. У вас же есть книги Пушкина, Гоголя, Достоевского. Вы только внимательно их читайте, обращайте внимание на то, что кажется второстепенным, но на самом деле было очень дорого для русских писателей. Из их произведений вы очень многое узнаете о христианстве и Евангелии.

- На Рождественские Чтения собираются верующие со всей России. Но вы встречаетесь с ними не только в Москве, часто сами бываете в разных городах. Отличается ли церковная жизнь столицы от глубинки?

- Да. С этим отличием связано одно из переосмыслений, какие в моей жизни были. Обычно я редко меняю свои взгляды, но в этом вопросе пришлось переменить. Поначалу у меня был некий комплекс москвича: будто Москва - это такой Вавилон, на семи холмах стоящий, и лишь в глубине России остались чистые русские души, родники, леса, а ее могущество будет прорастать из Сибири и т.д. И только поездив и реально посмотрев десятки и сотни городов России, я должен признать, что Москва - самый церковный город России. Это отмечают и социологи, очевидно это и по ощущению. Другие люди в храмах стоят.

Во многих городах еще по-прежнему в церквах - море белых платочков. В Москве же - и молодежь, и среднее поколение, и мужчины, и детишек очень много в храмах. Москва очень церковный город. Здесь есть все, здесь представлен весь срез духовной жизни. Есть монастыри мужские и женские, есть две семинарии в пределах московского окружного кольца, Сретенское Духовное училище, богословские институты, университеты, церковные радиоканалы, телестудии, киностудии, театр. Здесь четыреста храмов, полторы тысячи священников, и при этом развитая инфраструктура. Что это означает? Значит, если где-то появился батюшка, который привлекает людей даром слова или умением слушать, даром сочувствия или даром деятельной любви, - об этом становится быстро известно и к нему без труда доберутся на метро или автобусе. Можно выбрать себе священника, духовного отца по своему духовному возрасту.

Кроме того, не будем забывать, что Москва - это высокообразованный город. По традиции, в Татьянин день Святейший Патриарх сослужит литургию со священниками-выпускниками МГУ. Последние пять лет они уже не умещаются в алтаре Успенского собора. Часть батюшек служит в Татьянинской церкви, куда Патриарх приходит потом на молебен. Почти каждый десятый московский священник - выпускник МГУ, не говоря о других вузах. В храме, где я служу, пять священников и три диакона, из них пятеро - выпускники МГУ.

- Что вы ждете от Рождественских Чтений?

- Кроме докладов и работы по секциям, я очень ценю на Чтениях общение с людьми. Меняются залы, коридоры, а люди, слава Богу, те же. Я очень рад видеть много знакомых лиц, рад, что сложился некий костяк участников Чтений. Происходят и новые знакомства, это тоже здорово.

- Эти Чтения - Десятые, юбилейные. Прошедшее десятилетие стало для большинства верующих временем воцерковления. Отличается ли современный прихожанин от прихожанина прежних лет и что ему в этой связи можно пожелать?

- Сегодняшний прихожанин - совсем не тот, что в советские времена или в дореволюционные. В основном, это люди грамотные, что очень значимо. При этом, по большому счету, большинство из нас полуграмотны, особенно в церковных вопросах. Эта полуграмотность - серьезная проблема. С одной стороны, люди легко находят доступ к книге, поэтому без труда могут восполнить недостаток знаний, если пропустят какую-то проповедь или приходской священник им что-то не объяснит. Но таит это и опасность.

У современного прихожанина появились большие возможности выбора информации. Если раньше единственным источником знаний о жизни Церкви были внутриприходские разговоры и наставления местного батюшки, сейчас все стало иначе. Теперь случается, особенно если люди черпают информацию из интернета, они находят некие сведения, исходя из которых начинают цензурировать своего священника. Скажем, на страницах издания "Черная сотня" рекомендуется список вопросов, которые вы должны задать своему духовнику: как он относится к этому, что он думает о том и т.д.

Сегодня нет закрытых приходов. Когда-то приход был клеточкой Церкви, у клеточки есть своя мембрана, отчасти закрытая. Сегодня приход - открытое сообщество, и здесь сквозняки дуют. Поэтому очень важно, чтобы наши прихожане внимали себе. Слушая, быть может, какую-нибудь радиопередачу или читая какую-нибудь брошюру, газету, может, даже уехав куда-то в паломничество, слушая какого-нибудь проповедника вдалеке от своего дома, пусть они смотрят, какие это у них пробуждает чувства. Если рождается чувство критиканства, осуждения, охлаждения к своему духовнику, приходскому священнику - это тревожное чувство, и лучше тогда отойти в сторону.

- Спаси Бог.

Встречалась Марина МИХАЙЛОВА